Введение в энергетику
Главная   >>   Введение в энергетику

Введение в энергетику

1.5. Международное природоохранное регулирование

Помимо существующих на сегодня национальных стандартов, определяющих уровни допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их концентраций в воздухе, в индустриальных регионах мира действует ряд программ по мониторингу и регулированию трансграничного переноса загрязнений, в частности, оксидов серы и азота. В Европе с 1970 г. действует Программа мониторинга и оценки переноса загрязнений на дальние расстояния (ЕМЕР), в Северной Америке аналогичные цели имеет Программа исследования кислотных осадков (NAPAP) [9].

Россия (в ряде случаев как правопреемница СССР) подписала и ратифицировала три протокола к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН (1979 г.) по трансграничному переносу загрязнений на большие расстояния: два по оксидам серы (1985 и 1994 г.) и один по оксидам азота (1988 г.). Два документа (1985 и 1988 г.) регламентировали выбросы в 90-х годах XX в., и выбросы в отечественном ТЭК за этот период полностью удовлетворяли международным нормативам.

Расчеты возможных атмосферных выбросов в российском ТЭК показывают, что в результате реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 г. предельные значения эмиссии оксидов серы и азота, установленные соответствующими документами международного права, также не будут превышены.

Ниже приведены данные о выполнении Россией обязательств по международным соглашениям в области охраны окружающей среды [10]:

С начала 90-х годов вопросы предотвращения катастрофических изменений климата занимают основное место в международном экологическом законодательстве. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро представителями более чем 150 государств была подписана Рамочная Конвенция ООН по изменениям климата — документ, определивший основные направления международного сотрудничества в области изучения климата и предотвращения его катастрофических изменений. В 1997 г. страны-участницы Рамочной конвенции ООН подписали в Киото Протокол по сокращению эмиссии парниковых газов, в котором определены обязательства ряда стран (так называемые страны Приложения I, включающего индустриально развитые государства) по регулированию национальных выбросов в атмосферу. Согласно этому правовому документу Россия приняла на себя обязательство не превысить в 2008—2012 гг. уровня выбросов парниковых газов 1990 г.

Ниже приведены ограничения Киотского протокола на эмиссию парниковых газов для некоторых стран из Приложения I Протокола (указан разрешенный уровень эмиссии в 2008—2012 гг. по сравнению с 1990 г., %):

Уровень энергопотребления и ресурсная база, заложенные в Энергетической стратегии России на период до 2020 г., позволяют выполнить условия, налагаемые Киотским протоколом на нашу страну в случае его вступления в силу (см. с. 28).

Выводы

В последнюю декаду минувшего столетия сохранилась тенденция к снижению темпов роста мирового энергопотребления, которые составили в среднем за десятилетие 1,3 % в год и были самыми низкими за последние 70 лет, что подтверждает тезис о стабилизации удельного энергопотребления в экономически развитых странах и мире в целом.

Наиболее пессимистические прогнозы мирового развития, предполагавшие продолжение демографического взрыва, безудержный рост мирового энергопотребления, неконтролируемую эмиссию парниковых газов и соответственно значительное глобальное потепление, в прошедшем столетии не оправдались. Более того, мы являемся свидетелями явных признаков сокращения масштабов антропогенного вторжения в окружающую среду.