Главная   >>   Перспективы мировой ветроэнергетики

Перспективы мировой ветроэнергетики

ВОПРОСЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Реформирование рынка электроэнергии

В настоящее время требуется кардинальное ре­формирование рынка электроэнергии с тем, что­бы возобновляемая энергетика получила даль­нейшее развитие. Это предполагает в том числе:

УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ

Действующее законодательство в области плани­рования, сертификации и доступа к энергосисте­ме, включая требования к выдаче лицензий и тех­нические условия доступа к сети, ориентировано на действующие крупные электростанции. Такого рода поддержка централизованного производства электроэнергии является значительным барьером на пути развития возобновляемой энергетики. Барьером также является игнорирование такого преимущества возобновляемой энергетики, как отсутствие необходимости транспортировки элек­троэнергии на большие расстояния при децентра­лизованном способе производства  энергии.

Недостатки традиционного рынка электроэнергии:

1. Институциональные и юридические барьеры;

2. Доминирование одних и тех же игроков на рын­ке на локальном и национальном уровнях;

3. Препятствование в доступе к сети третьим сто­ронам;

4. Ограниченная связь между локальными и наци­ональными рынками;

5. Дискриминационные тарифы на подключение к энергосистеме;

6. Производство и передача энергии находятся в руках одних и тех же компаний.

В таких условиях необходимы изменения инфра­структуры сети, системы управления, регулирова­ния и правил таким образом, чтобы они отвечали характеристикам технологий, принятых в возоб­новляемой энергетике.

Для устранения барьеров на пути развития возоб­новляемой энергетики необходимо:

•  Упорядочение и унификация процедур плани­рования, системы выдачи разрешений и под­ключения;

•  Обеспечение доступа к энергосистеме по спра­ведливым прозрачным ценам, устранение дис­криминационных тарифов на доступ к сети и передачу энергии;

•  Обеспечение справедливого и прозрачного ценообразования на энергию в сети, признание выгоды от подключения к сети новых мощностей;

•  Разделение генерации и распределения энергии;

•  Возмещение издержек на развитие инфраструк­туры сети и ее поддержание через орган управ­ления сетью, а не через взимание отдельной платы с объектов возобновляемой энергетики;

•  Информирование о происхождении потребляе­мой энергии с тем, чтобы конечный потребитель мог осознанно выбирать источник потребляе­мой энергии.

УСТРАНЕНИЕ НЕРАВНЫХ УСЛОВИЙ НА РЫНКЕ

Еще одним препятствием на пути развития возо­бновляемой энергетики являются неравные условия на рынке, которые выражаются в прямых и косвенных субсидиях. К таким диспаритетам можно отнести и невключение в цену на электро­энергию социального и экологического ущерба в результате использования различных технологий получения электроэнергии.

Одним из основных барьеров, не позволяющих ветроэнергетике реализовать свой потенциал полностью, является отсутствие системы, которая учитывала бы полную стоимость производства электроэнергии. Более того, современная струк­тура рынка электроэнергии существенно отлича­ется от той, которая существовала в период ста­новления угольных, газовых и ядерных техноло­гий. На протяжении почти столетия производство энергии характеризовалось присутствием моно­полий, уполномоченных инвестировать в строи­тельство новых мощностей за счет государствен­ных субсидий и/или средств от продажи электро­энергии. Поскольку многие страны двигаются в сторону либерализации рынков электроэнергии, такие способы инвестирования уже не доступны. В таких условиях новые технологии получения энергии, такие, как ветроэнергетика, оказываются в невыгодном положении.

Ситуацию можно улучшить за счет следующих мер:

•  Отмена субсидий энергетике на ископаемом и  ядерном топливе

Субсидирование как конкурентоспособных, так и грязных технологий в высшей степени непро­дуктивно, серьезно искажает рынок и создает необходимость поддержки  возобновляемых ис­точников энергии. Отмена субсидирования тради­ционной электроэнергетики не только сэкономит деньги налогоплательщиков и устранит неравные условия на рынке, но и значительно сократит по­требность в поддержке возобновляемых техно­логий. Ветровая энергетика не нуждалась бы в специальных мерах поддержки, если бы не было диспаритета, при котором традиционные произ­водители электроэнергии получают право загряз­нять окружающую среду фактически бесплатно.

Субсидии искусственно занижают цену на энер­гию, препятствуют внедрению возобновляемых источников энергии и поддерживают все менее конкурентоспособные технологии. Отмена прямых и косвенных субсидий компаниям, работающим на ископаемом и ядерном топливе, стала бы серьез­ным шагом на пути к достижению высокого уровня конкурентной среды в энергетическом секторе.

По данным Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), традиционные источники энергии получают ежегодные субсидии на сумму порядка 250 миллиардов долларов. Это существенно искажает конкурентную среду. В своей оценке состояния мировой энергетики ПРО­ОН утверждает, что с 1995 по 1998 год сумма еже­годных субсидий, направленных на поддержку энергетики на ископаемом и ядерном топливе, составила 215 миллиардов долларов в год, тогда как субсидии на поддержание возобновляемых источников энергии и обеспечение мероприятий в области энергосбережения составили 9 миллиар­дов долларов.

Финансирование научно-исследовательских разработок играет решающую роль в коммерци­ализации новых технологий, особенно на ранних стадиях их развития. От этого зависит снижение себестоимости технологии, которое может до­стигать 40%. Согласно докладу Международного агентства по энергетике «Возобновляемая энер­гия: рыночные и политические тенденции в стра­нах-участницах МАЭ» (“Renewable Energy: Market and Policy Trends in IEA Countries”, 2004), в период с 1974 по 2002 гг. 92% всех средств, потраченных на научно-исследовательские разработки (267 миллиардов долларов), ушли в основном на раз­витие технологий на основе ископаемого топлива и в ядерные технологии, тогда как только 8% (23 миллиарда долларов) было потрачено на техно­логии в области возобновляемой энергетики.

•  Учет социальных и экологических издержек тра­диционной энергетики

Реальная стоимость электроэнергии, произво­димой предприятиями традиционной энергетики, включает такие издержки, покрываемые обще­ством, как воздействие на здоровье, деградация окружающей среды - от загрязнения ртутью до кислотных дождей, - а также глобальное воздей­ствие на климат.

К скрытым субсидиям также относится отсутствие реального страхования радиационных аварий, которое недоступно или слишком дорого для компаний, эксплуатирующих АЭС. Издержки на демонтаж атомных электростанций, хранение ра­диоактивных отходов, издержки, связанные с ком­пенсацией ущерба здоровью в связи с добычей и транспортировкой топлива, также не включаются в расчет стоимости электроэнергии, произведен­ной на ископаемом и ядерном топливе.

Вред, наносимый энергетикой окружающей сре­де, должен исключаться изначально. Для энер­гетического сектора это означает, что в идеале производство энергии не должно загрязнять окружающую среду, и задача производителя за­ключается в предотвращении такого загрязнения. Если же загрязнение происходит, то производи­тели должны выплачивать всему обществу такую компенсацию, которая обеспечивала бы покрытие нанесенного вреда.

Европейская Комиссия в ходе проекта «ExternE» попыталась подсчитать реальную стоимость производства электроэнергии с включением из­держек, вызванных загрязнением окружающей среды. Согласно полученным оценкам, если бы учитывались внешние издержки в виде нанесения вреда окружающей среде и здоровью, стоимость электроэнергии, производимой угольными и ма­зутными электростанциями, увеличилась бы в 2 раза, а стоимость электроэнергии станций на газе - на 30%. Исследование оценивает эти издержки в размере 1-2% валового национального продукта Евросоюза или 85-170 миллиардов евро в год. В расчет не включены дополнительные издержки, связанные с воздействием на здоровье в резуль­тате изменения климата, влиянием на сельское хозяйство и экосистемы. Если бы все эти издерж­ки были включены в стоимость электроэнергии, многие виды возобновляемой энергетики, в том числе ветровой, не нуждались бы в поддержке для того, чтобы успешно конкурировать на рынке.

Как и субсидии, внешние издержки должны учиты­ваться при ценообразовании с тем, чтобы обеспе­чить справедливую конкуренцию на рынке. Для этого необходимо, чтобы правительства вводили систему «загрязнитель платит» применительно к соответствующим производителям энергии или предоставляли соизмеримую компенсацию чи­стым видам энергетики. Введение экологического налога за загрязнение окружающей среды или вы­плата соответствующих компенсаций возобнов­ляемой энергетике необходимы для обеспечения справедливой конкуренции на мировом рынке электроэнергии.