Очерки по истории электротехники
Главная   >>   Очерки по истории электротехники

Очерки по истории электротехники

1.3. Возрастание роли человеческого фактора — диалектическая закономерность современного этапа развития общественного производства

Нужно признать, что до последнего времени мы не уделял достаточно серьезного внимания духовным, нравственным проблемам воспитания студента. Несколько лет назад академик Г. Николаев опубликовал в «Известиях» необычную для того времени статью о совестливом инженере, в которой подчеркивал, что мы нередко судим о студенте по его зачетной книжке или диплом ному проекту, но не обращаем достаточного внимания на его человеческие, нравственные качества, а именно они определяют инженера как личность.

В условиях современной научно-технической революции необычайно возросла социальная ответственность инженера и ученого а последствия своей деятельности. Ведь, как уже отмечалось, мощности, создаваемые человеком, становятся соизмеримыми с тем мощностями, которые развиваются геофизическими и космическим силами. Поэтому при проектировании и эксплуатации инженерны объектов необходим комплексный системный подход, учет не тальк экономических показателей, но и социальных, экологических критериев. Для осуществления такого комплексного подхода нужны глубокие разносторонние знания. В наши дни создаются настолько сложные и совершенные машины, приборы и устройства, что по образному выражению академика В. Легасова, если раньше мы защищал человека от техники, совершенствуя технику безопасности, то теперь нужно и технику защищать от человека, от его некомпетентности профессиональной и психологической неподготовленности при управлении колоссальными мощностями и быстродействующими автоматическими устройствами.

Как известно, такие трагедии последних лет, как Чернобыль, гибель «Адмирала Нахимова» и другие связаны не только с профессиональной некомпетентностью (это тоже серьезный упрек нашей высшей школе), но и с безответственностью, недобросовестным отношением  к делу. А это уже характеристика морального, нравственного уровня специалиста.

Современная научно-техническая революция, которая многое годы обычно рассматривалась сквозь призму научно-технических технико-экономических проблем, сегодня приобретает все более социальную, духовную направленность, т.е. непосредственно затрагивает самого человека.

На протяжении. нескольких десятилетий научно-техническая революция вызвала беспрецедентную ситуацию, когда первые в истории человечества темпы смены новых поколений работников. Если считать период активной творческой деятельности человека в среднем приблизительно 40 годам, то за это время технологическое обновление производства произошло во много раз быстрее, чем в прошлом веке, не говоря уже о более поздних периодах. Только в электронике, которая начинает занимать все более господствующе положение в производстве, сменилось уже четыре поколения компьютеров и успешно внедряется пятое. А все более расширяющееся развитие микроэлектроники, микропроцессорной техники вызовет еще больший разрыв в смене поколений техники и людей.

Поэтому исключительно важное значение для специалиста приобретают не только профессиональные знания, но и способного к постоянному их обновлению, воспитание восприимчивости к социально-экономическим и научно-техническим нововведениям. при этом решающая роль будет принадлежать умению овладения процессом самообразования, которое нужно прививать еще со вольной скамьи.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наиболее эффективной системой обновления вещественного знания является гибкая, непрерывная на протяжении всей жизни, система самообразования и повышения квалификации. Полноценный современный специалист должен обладать способностью параллельно заниматься самообразованием  как в области обшетеоретических, так и специальных знаний, только тогда сможет изыскивать эффективные пути взаимодействия с техникой будущего.

С каждым годом все более остро будет возрастать способность человека в овладении «второй» грамотностью «электронной», умением ее творчески использовать в производственном процессе. Такие специалисты, обладающие функциональной грамотностью и широким научным мировоззрением, могли бы составить ядро инженерного корпуса будущего.

При этом человек всегда должен помнить, что он — «часть биосферы», и свое бытие он должен приспосабливать к ее законам. По образному выражению академика В. И. Вернадского которое он сформулировал еще в начале нашего века, необходимо не покорение природы, а совместное гармоническое развитие природы и общества, иначе человечеству просто не выжить.



BoomLive