Очерки по истории электротехники
Главная   >>   Очерки по истории электротехники

Очерки по истории электротехники

ВВЕДЕНИЕ

Быть может, читатель этой книги — студент или инженер-электрик, а, возможно, и преподаватель электротехнических дисциплин — увидев только ее название, подумает: А нужно ли ему знать историю электротехники, тем более, если современную электротехнику он знает достаточно хорошо?

А нам хотелось бы задать ему встречный вопрос: можно ли представить хорошего музыканта, не знающего истории музыки или художника (тоже, конечно, хорошего), не изучившего истории живописи?

Наверное, читатель согласится, что такого музыканта или художника представить трудно. А вот инженера или преподавателя, не знающего истории своей специальности, оказывается представить можно. Недостаток обшей культуры, узкое технократическое мышление — одна из причин, по которой наш огромный инженерный корпус давно уже подорвал свой престиж.

А сегодня в условиях перестройки всех сфер жизни общества страна ждет от высшей школы подготовки специалистов, можно сказать, экстракласса, которые могли бы обеспечить выход отечественной науки и техники на высшие мировые рубежи. Но для этого специалисту недостаточно владеть только узкопрофессиональными знаниями. Он должен быть всесторонне образованной, высоко нравственной личностью, владеющей самыми современными методами организации и управления производственными процессами.

В современном взаимосвязанном, противоречивом и бурно развивающемся мире, развитие науки и техники тесно связано с социальными, экономическими, историческими, экологическими процессами. Чтобы творчески решать актуальные научно-технические проблемы инженеру нужно уметь глубоко осмысливать все эти сложные взаимосвязи научно-технического прогресса, овладеть целостным научным мировоззрением, умением творчески применять диалектические методы в любой сфере своей деятельности.

Поэтому сейчас в высшей технической школе все большее внимание удаляется гуманизации и гуманитаризации образования, воспитанию всесторонне образованной, духовно богатой личности, обладающей высокой культурой и нравственностью, подлинной 4 интеллигентностью, способной к самостоятельной творческой работе, к непрерывному самообразованию.

Именно гуманитарные знания помогут нашим молодым специалистам преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, ориентировать их на общечеловеческие ценности, демократизм и гуманизм.

Изучение истории развития естествознания, истории конкретной отрасти науки и техники безусловно будет существенно способствовать гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования.

При этом особенно важно, чтобы отдельные факты из истории электротехники естественно вплетались в ткань изложения конкретных разделов электротехники и электроники. Формирование научного мировоззрения на основе изучения той или иной области науки и техники является наиболее естественным и рациональным путем, отвечающим требованиям и диалектики, и дидактики.

Многолетний опыт чтения лекций по электротехнике и электронике, накопленный авторами, убедительно подтверждает целесообразность изложения фактов из истории электротехники именно в конкретной связи с изучением того или иного раздела. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться только перечнем фамилий выдающихся деятелей науки и техники, нужно показать их вклад в фундамент современной электротехники (к сожалению, некоторые преподаватели лишь на вводной лекции перечисляют фамилии крупнейших ученых и инженеров, отмечая обшей фразой их заслуги перед отечественной и мировой электротехникой).

А ведь жизнь и творческий путь наиболее выдающихся деятелей науки и техники могут служить примером истинного гуманизма, высоких гражданских нравственных позиций. И если преподаватель, объясняя, например, какое-либо электротехническое устройство — будь то трансформатор или асинхронный двигатель, хотя бы кратко расскажет, когда, кто и как создавал это устройство, пояснит логику инженерной мысли, пути преодоления неизбежных в процессе творчества трудностей, нередко связанных с социальными, общественными проблемами, ярко обрисует незаурядность личности инженера или ученого, то воспитательный эффект окажется более результативным.

На электротехнических кафедрах немало преподавателей, знающих современную электротехнику и электронику и хорошо владеющих математическим аппаратом, которые на лекции, посвященной, интеллигентностью, способной к самостоятельной творческой работе, к непрерывному самообразованию.

Именно гуманитарные знания помогут нашим молодым специалистам преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, ориентировать их на общечеловеческие ценности, демократизм и гуманизм.

Изучение истории развития естествознания, истории конкретной отрасти науки и техники безусловно будет существенно способствовать гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования.

При этом особенно важно, чтобы отдельные факты из истории электротехники естественно вплетались в ткань изложения конкретных разделов электротехники и электроники. Формирование научного мировоззрения на основе изучения той или иной области науки и техники является наиболее естественным и рациональным путем, отвечающим требованиям и диалектики, и дидактики.

Многолетний опыт чтения лекций по электротехнике и электронике, накопленный авторами, убедительно подтверждает целесообразность изложения фактов из истории электротехники именно в конкретной связи с изучением того или иного раздела. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться только перечнем фамилий выдающихся деятелей науки и техники, нужно показать их вклад в фундамент современной электротехники (к сожалению, некоторые преподаватели лишь на вводной лекции перечисляют фамилии крупнейших ученых и инженеров, отмечая обшей фразой их заслуги перед отечественной и мировой электротехникой).

А ведь жизнь и творческий путь наиболее выдающихся деятелей науки и техники могут служить примером истинного гуманизма, высоких гражданских нравственных позиций. И если преподаватель, объясняя, например, какое-либо электротехническое устройство — будь то трансформатор или асинхронный двигатель, хотя бы кратко расскажет, когаа, кто и как создавал это устройство, пояснит логику инженерной мысли, пути преодоления неизбежных в процессе творчества трудностей, нередко связанных с социальными, общественными проблемами, ярко обрисует незаурядность личности инженера или ученого, то воспитательный эффект окажется более результативным.

На электротехнических кафедрах немало преподавателей, знающих современную электротехнику и электронику и хорошо владеющих математическим аппаратом, которые на лекции, посвященной, например, асинхронным двигателям, рассказывают о принципе их действия, особенностях конструкции, изображают на доске их модели, пишут уравнения электрического состояния, выводят формулы, но не показывают особенностей истории развития этих двигателей, не раскрывают логику инженерной мысли и творческой методологии изобретателя, пути преодоления противоречий в процессе создания двигателя. А без этого трудно научить студента творчески, логически мыслить, нельзя увлечь его своеобразной романтикой инженерного поиска, возбудить желание попробовать свои силы в решении пусть пока не очень сложных конкретных технических задач, активней включиться в научно-исследова- , тельскую работу.

Только на конкретных примерах зарождения, развития и совер-. шенствования каких-либо технических устройств можно познать диалектику научно-технического прогресса.

Преподавателям технических дисциплин нужно умело показывать закономерности развития той или иной отрасли техники, ее тесную взаимосвязь не только с другими техническими науками, но и с общественными явлениями, воспитывать у студента материалистический подход к оценке явлений научно-технического прогресса.

Для этого — нам хотелось еше раз подчеркнуть, — каждому преподавателю необходимо хорошо знать не только современное состояние конкретной отрасли техники, но и историю ее развития,

В условиях научно-технической революции резко возросла ответственность ученого и инженера за социальные последствия своей деятельности. Исключительную роль для будущего инженера, ученого приобретает умение изыскивать наиболее эффективные методы организации и управления производством, планирования и прогнозирования научно-технической деятельности. Опыт поколений показывает, что нужно хорошо знать прошлое, чтобы ориентироваться в настоящем и предвнде гь будущее.

Нам могут возразить, что для освещения вопросов истории электротехники или другой области техники, раскрытия творческой методологии выдающихся деятелей науки и техники нет нре-мени, что число часов, отведенных для лекций, и без того недостаточно. Но важно не только ЧТО, но и КАК излагать на лекции. Ведь, чего греха таить, есть еше у нас преподаватели, читающие лекции по старым конспектам, пересказывающие учебники, излага-6 юшие нередко описательный материал, повторяющие разделы, которые уже налагались в других дисциплинах, например, в физике.

Многолетний опыт показывает, что при тщательной методической отработке, и, если хотите, режиссуре лекции, она может нести огромный воспитательный, гу манитарный заряд! Правда, для этого преподавателю следует творчески относиться к своей работе, неустанно повышать свою квалификацию, стремиться к овладению сокровищами мировой культуры.

К сожалению, пока еще значительная часть учебников и учебных пособий по техническим дисциплинам не удовлетворяет требованиям, обеспечивающим процесс формирования научного мировоззрения и гуманитаризации обучения. В них обычно излагаются уже разработанные теоретические положения, сообщаются те или иные законы, описываются конструкции и принцип действия конкретных технических устройств. Но при этом остается в тени процесс «добывания знаний», позволивший достичь современного уровня, недостаточно раскрываются перспективы развития, не показываются противоречия и логика инженерно-технических решений и роль неустанной познавательной деятельности человека, его стремление использовать добытые знания для практических целей.

К сожалению, также нет и современных книг по истории электротехники. Поэтому авторами в ответ на обращение Президиума научно-методического совета по электротехнике Гособразования СССР (1988 г.) были написаны эти краткие очерки.

Это учебное пособие ни в коей мере не претендует на роль фундаментального труда по истории электротехники. И будучи ограниченными объемом книги, авторы постарались хотя бы кратко осветить лишь наиболее значительные факты из истории электротехники. При этом успехи современной электротехники d книге почти не освещаются за исключением становления электроники, являющейся одним из важнейших «ответвлений* от «лрсва> электротехники. Авторы полагали, что материалы о современных особенностях и путях развития электротехники и электроники довольно подробно освещены в литературе и вполне доступны для их изучения.



ремонт стиральных машин на дому Самара, lg ardo.