Методические материалы по вопросам энергосбережения
Главная   >>   Методические материалы по вопросам энергосбережения

Методические материалы по вопросам энергосбережения

2.2. Нормативные документы

Законодательство об энергосбережения состоит из Федерального закона от 23.11.09 г. № 261‑ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

1)      эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2)      поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3)      системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4)      планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5)      использование энергетических ресурсов с учётом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Также можно выделить наличие государственных стандартов в сфере энергосбережения, среди которых:

– ГОСТ Р 51379‑99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно‑энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы»;

– ГОСТ  Р 51380‑99 «Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования»;

– ГОСТ Р 51387‑99 «Энергосбережение. Нормативно‑методическое обеспечение. Основные положения»;

– ГОСТ  Р 51541‑99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения».

Непосредственно об энергосбережении в отношении бюджетных учреждений в федеральном законе от 23.11.09 г. № 261‑ ФЗ изложено в статье 24 главы 7.

Ст. 24.  Обеспечение  энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями.

1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объёма потреблённых им воды, дизельного или иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течении пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объёма фактически потреблённого им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объёма не менее чем на три процента.

2. Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их видении бюджетными учреждениями на основании данных об объёме фактически потреблённых бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течении пяти лет с ежегодным снижением такого объёма на три процента. При планировании бюджетных ассигнований для бюджетного учреждения не учитывается сокращения расходов бюджетного учреждения, достигнутое им в реэультате уменьшения объёма фактически потреблённых им ресурсов сверх установленного в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

3. Экономия средств, достигнутая за счёт дополнительного по сравнению с учтённым при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления бюджетным учреждение указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций, (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учёта указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

4. Порядок определения объёма снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи  устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. В целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетном учреждении, если расходы на покупку энергетических ресурсов для него составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено из числа работников бюджетного учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.

К положениям федерального закона от 23.11.09 г. № 261‑ ФЗ касающихся в том числе в том числе и бюджетных учреждений можно отнести:

- исключение с 01.01.2011г. из оборота электрические лампы накаливания сто ватт и более, которые могут быть использованы в целях освещения, с 01.01.2013г. - 75 ватт и более, с 01.01.14 – 25 ватт и более;

- выполнение требований по энергетической эффективности зданий и сооружений;

- выполнение требований по оснащению к 01.01.2011г. зданий, строений, сооружений приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;

- проведение обязательного энергетического обследования;

- обязательное составление энергетического паспорта, составленного на основании энергетического обследования;

- заключение энергосервисных договоров (контрактов);

- размещение заказов для государственных и муниципальных нужд с учётом требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

- лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, адмнистративную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащённости приборами учёта энергетических ресурсов – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;

- несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования -  влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;

- несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти -  влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере десяти тысяч рублей;

- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.