Энергосбережение на промышленных предприятиях
Главная   >>   Энергосбережение на промышленных предприятиях

Энергосбережение на промышленных предприятиях

9.7. Наружное освещение

Основной задачей наружного утилитарного освещения (НО) городов и других населенных пунктов, дорог, автострад является обеспечение безопасности движения механизированного транспорта и пешеходов в темное время суток.

Установки стационарного освещения улиц, дорог, автострад и т.п. предназначены создавать необходимые условия для работоспособности зрительного аппарата у водителей механизированного транспорта и пешеходов, обеспечивающие своевременное обнаружение препятствий. При этом пешеход должен иметь возможность различать неровности тротуара и мостовой, видеть ограждения и распознавать встречных людей. Ввиду небольшой скорости движения пешеходов достаточно, чтобы они различали препятствия с расстояния в несколько метров. Водитель транспорта ввиду значительно большей скорости движения должен различать препятствия на расстоянии в несколько десятков метров. При нормировании наружного освещения необходимо в первую очередь исходить из условий обеспечения видимости и изменения работоспособности зрительного анализатора водителей транспорта. Для учета всех факторов, осложняющих условия работы водителей транспорта, для ОУ НО нормируется яркость дорожных покрытий, которая однозначно определяет уровень критической видимости (видимость объекта, при которой этот объект уверенно обнаруживается водителем с вероятностью 0,99, с учетом ограниченного времени обнаружения препятствия). Фотометрической характеристикой, определяющей уровень видимости объектов, является яркость дорожного покрытия. Яркостные параметры основных дорожных покрытий (асфальт, бетон и т.д.) зависят от углов падения световых лучей, от состояния поверхности, степени ее влажности, времени эксплуатации и т.д. В связи с этим яркость покрытия связана с ее освещенностью не прямой зависимостью, что не позволяет проводить нормирование по освещенности. Однако в случае простейших покрытий (грунтовые дороги, щебень и т.д.), имеющих диффузное отражение, может быть использован метод нормирования по освещенности.

Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий. Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в Северной строительно-климатической зоне азиатской части РФ и севернее 660 северной широты в европейской части РФ, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части.

Получение нормативных данных при проведении энергетических обследований ОУ НО предусматривает контроль следующих параметров, характеризующих качественные показатели ОУ и обеспечивающих достижение нормируемых показателей НО: средней яркости (освещенности) покрытия в зависимости от категории объекта; равномерности распределения яркости (освещенности) покрытия; ограничения ослепления.

Приведенные выше нормативные данные, полученные в результате энергетического обследования, позволяют дать качественную характеристику ОУ и ее соответствие СНиП. Однако они не являются достаточными для оценки энергоэффективности ОУ. Рекомендации по энергосбережению в ОУ НО разрабатываются с учетом комплекса показателей организации и исполнения ОУ и фактически представляют собой оптимизацию ОУ по критерию «энергоэкономичность». Вот составляющие энергоэкономичности ОУ: КПД ИС (световая отдача ламп); КПД и КСС ОП; техническое исполнение ОУ, устанавливающее отношения между световым потоком, высотой и шагом осветительных опор, параметрами проезжей части; время эксплуатации ОУ в течение суток; техническое состояние ОП; соблюдение регламента обслуживания ОУ; качество электрической энергии в сетях ОУ.

Стоимость ЭЭ составляет главную часть затрат на оборудование и эксплуатацию установок НО и определяется преимущественно световой отдачей ИС, рациональным распределением светового потока лампы, задаваемым оптической системой ОП, сроком службы и стоимостью ИС. Характеристики основных типов ИС и возможная экономия ЭЭ при переходе на энергоэкономичные ИС приведены в таблице 9.3. Для НО применяется широкая номенклатура ИС: ЛН, ГЛН, ДРЛ, МГЛ, НЛВД, ДКсТ.

Выбор ИС для ОУ НО основан главным образом на выполнении светотехнических требований СНиП 23-05-95, экономичности ОУ и - в ряде случаев - правильной цветопередачи. Наименьшие приведенные годовые затраты при сопоставлении ИС с различной световой отдачей, стоимостью и сроком службы, с учетом стоимости светильников, при обеспечении нормируемого уровня яркости (освещенности) дорожного покрытия соответствуют ОУ с НЛВД. В этой связи при проектировании установок НО следует отдавать предпочтение НЛВД, которые в системе утилитарного наружного освещения являются безальтернативными ИС с позиций энергоэффетивности и которые должны вытеснить менее эффективные лампы типа ДРЛ в ОУ НО.

В заключение данного раздела отметим, что использование полного комплекса мероприятий по совершенствованию ОУ, современного светотехнического оборудования и энергоэкономичных способов освещения позволяет получить суммарную экономию ЭЭ до 20-70 %.

Вопросы для самопроверки

1. Основные технические и организационные составляющие энергосбережения в осветительных установках.

2. Перспективные ИС для внутреннего и наружного освещения.

3. Показатели осветительных приборов (ОП), определяющие их вклад в энергосбережение в осветительных установках (ОУ).

4. Влияние старения |конструктивных элементов ОП на эффективность ОУ.

5. Задачи энергетического обследования осветительных установок и экспертизы проектов освещения с позиций энергосбережения.

6. Основные составляющие энергосбережения в системах наружного освещения.