Энергосбережение на промышленных предприятиях
Главная   >>   Энергосбережение на промышленных предприятиях

Энергосбережение на промышленных предприятиях

9.2. Краткий обзор нормативной базы стран Европы и США

В большинстве развитых стран приняты законодательные акты, устанавливающие светотехнические нормы, разрабатываются программы по проведению энергосберегающих мероприятий, проводятся аудиторские проверки, создаются фонды. При этом ведутся активные исследования и разработки современного светотехнического оборудования и технологии освещения, проводится информационная работа для широкого  их внедрения.

Пример США показывает, что для максимального повышения эффективности энергетики требуется активное вмешательство правительства, несмотря на то, что экономика функционирует в условиях свободного рынка.

Это связано с тем, что на рынке действует множество негативных факторов:

  • цены на электроэнергию не отражают ее реальной стоимости;
  • в тарифах на ЭЭ не заложены  экологические и другие немонетаристские аспекты;
  • плохая информированность потребителя и недоступность эффективных технологий;
  • недостаток инвестиционного капитала для повышения эффективности энергопотребления;
  • нежелание промышленности проводить исследования и вести новые разработки, потенциальный рынок которых не исследован и не подготовлен.

В рамках Федеральной программы управления энергией (FEMP), проводимой DOE, разработана светотехническая экспертная система (FLEX), призванная помочь  выбирать эффективные светотехнические технологии. Программа FEMP предусматривает обучение управляющих правительственными зданиями, консультирование проектировщиков, демонстрации новейших технологий, а также другие мероприятия, касающиеся энергосбережения.

Правительственные организации уполномочены утверждать светотехнические нормы, которые могут быть как рекомендательными, так и директивными. Они могут относиться как к отдельным технологиям, так и к функционированию энергосистемы в целом. Основным документом, определяющим требования ко всем выпускаемым светотехническим изделиям, является введенный в 1992 году Акт по энергетической политике США (EPAct). В нем содержатся требования к отдельным группам светотехнических изделий, а также нормы энергоэффективности ОУ в градостроительстве.

Правительство всячески поддерживает развитие энергосберегающей светотехники путем проведения масштабных акций по экономическому планированию, финансируется проведение энергетических аудиторских проверок, а также оказывается информационная и техническая поддержка.

Закон «Национальная политика США в области энергетики» (US National Energi Polity Act - EPACT 92), вступивший в силу в октябре 1992 года, затрагивает все аспекты энергоэффективности и касается всех потребителей и производителей светотехнической продукции. В частности, он устанавливает рабочие характеристики для ЛН и ЛЛ. Начиная с ноября 1995 года лампы, не удовлетворяющие этим требованиям, запрещены для производство и импорта.

Действующий стандарт (ASHRAE/IES-90.1-89 R) разработан с учетом последних достижений в области техники искусственного освещения, технических характеристик ламп и ПРА. В результате в большинстве случаев допустимое энергопотребление в помещениях и в здании в целом существенно снижено.

В пакете нормативных общеевропейских документов по ОУ наибольший интерес представляют нормы освещения рабочих мест под титулом Е DIN 5035-2: 1996-06«Прикладная светотехника-ч.2: Освещение рабочих мест». Критерии проектирования освещения, заложенные в этих нормах, учитывают требования людей к безопасности, обеспечению необходимой зрительной работоспособности и визуальному комфорту, содержат требования к искусственному освещению рабочих мест в промышленных и административных зданиях, к ОУ учебных заведений и учреждений здравоохранения, а также ОУ НО.

В количественной форме выражены требования: к уровню освещенности на рабочем месте и в его окружении; к ограничению слепящего действия; к качеству цветопередачи ИС. Вербальные рекомендации даны относительно: распределения яркостей в поле зрения; тенеобразующих свойств ОУ; цвета излучения ИС; коэффициента снижения освещенности (величина, обратная принятому в отечественной практике коэффициенту запаса); естественного освещения помещения; энергоэффективности ОУ; освещения рабочих мест с видеотерминалами.

Как видно из табл. 9.1, все разряды шкал со зрительными задачами различной степени сложности в отечественных нормах ниже, чем в зарубежных и рекомендованных Международной комиссией по освещению (МКО). Очень близки Общеевропейский стандарт, базируемый на нормах Германии, и рекомендации МКО, совпадающие с международными стандартами. Требования к освещенности в отечественных СНиП 23-05-95 на одну ступень шкалы ниже общеевропейских рекомендаций.

Таблица 9.1

Сравнение требований норм освещенности (лк) по отечественным
и зарубежным нормативным документам

Требования
к зрительной
задаче

СНиП

23-05-95

(Россия)

Публикации МКО №29, международный стандарт

IS0 8995,
1989 г.

DIN 5035 (Германия) Общеевропейский стандарт

CEN/TC 169 WG, 1996 г.

ANSI/IESRPS3 (США),

1988 г.

Очень высокие

Высокие

Средние

Низкие

Ориентировка в пространстве интерьера

Ориентировка в зонах интерьера

400-500-600

200-300-400

100-150-200

-

 

 

50-75-100

 

20-30-50

500-750-1000

300-500-750

200-300-500

100-150-200

 

 

50-100-150

 

20-30-50

750

500

300

200

 

 

100-150

 

20-30-50

1000-1500-2000

500-750-1000

200-300-500

100-150-200

 

 

50-75-100

 

20-30-50

Помимо норм искусственного освещения, в зарубежной практике (США, Швеция, Нидерланды) появились стандарты по энергосбережению, где критерием оценки рационального энергопотребления в ОУ является предельно допустимая мощность. Законодательное введение ограничений максимальных значений удельной мощности стимулирует использование наиболее эффективных источников света, световых приборов и методов освещения, а также контроля и управления освещением.