Главная   >>   Энергосбережение на промышленных предприятиях

Энергосбережение на промышленных предприятиях

12.4. Организация и стадии энергетического менеджмента

Матрица обеспечивает быстрый, легкий и эффективный способ установить организационный подход к энергоменеджменту на предприятии. Цель развития энергоменеджмента – движение вверх по уровням матрицы по направлению к существующей «лучшей практике» с  достижением баланса между столбцами.

Стратегия введения или усовершенствования энергетического менеджмента на предприятии включает ряд последовательных фаз:

стадия 1 – достижение  контроля над энергопотреблением;

стадия 2 – инвестирование в мероприятия по энергосбережению;

стадия 3 – поддержание контроля над энергопотреблением.

В процессе реализации первой стадии фактически осуществляется «беззатратный» механизм устранения потерь энергии и финансовых средств.

Мероприятия по экономии энергии на второй стадии энергоменеджмента требуют денег. Обычно в начале этой стадии вероятны вложения в низко- или среднезатратные мероприятия. Однако после того, как возможности для легкого получения экономии будут исчерпаны, придется заниматься работами с медленными темпами возврата финансовых вложений.

Как только фазы 1 и 2 начнут реализовываться, возникает необходимость в эффективной информационной системе энергетического менеджмента, которая обеспечит поддержку, контроль и защиту инвестиций, направленных на цели энергосбережения. Создание такой информационной системы предусматривает 3 стадия.

На практике стадии 1 и 2 никогда не бывают полностью завершены. Достижение и поддержание контроля – это динамический процесс, требующий постоянного совершенствования. Аналогично выгоды от инвестирования в новые энергосберегающие мероприятия требуют постоянной переоценки из-за технологических и других изменений в производстве.

Энергетическая политика предприятия должна быть документально закреплена для ее сохранения при смене персонала или временных изменений приоритетов производство. Документ должен содержать формулировку заинтересованности предприятия в энергосбережении, а также перечень целей, действий для их достижения и четкое определение ответственности за реализацию энергетической политики. Для сохранения конфиденциальности информации, с коммерческой точки зрения, энергетическая политика может быть опубликована в двух частях, одна из которых предназначена для широкого использования, а другая – для внутреннего.

Разработка энергетической политики осуществляется энергетическими службами предприятия, согласуется со всеми подразделениями предприятия и утверждается советом директоров. Копии документа рассылаются во все подразделения, где должны быть проведены встречи для разъяснения энергетической политики и ее значения для предприятия.

Примерное содержание документа, утверждающего энергетическую политику предприятия, должно включать следующие разделы:

1. Декларация заинтересованности старшего руководства предприятия в энергетическом менеджменте.

2. Изложение политики.

3. Формулировка целей энергоменеджмента на краткосрочный и долгосрочный периоды.

4. План действий, определяющий программу работы и конкретные сроки.

5. Требуемые ресурсы, в том числе финансовые и людские.

6. Распределение ответственности и подотчетности за планируемые мероприятия.

7. Описание задач, структуры и состава совета по энергоменеджменту.

8. Список членов совета и регламентирование графика и методов работы.

9. Формулировка периодичности и способов проверки и отчетности конкретных работников энергоменеджмента.

Организационно энергетический менеджмент распределяется на все подразделения, но ему должно быть определено место в структуре предприятия. Возможно пять вариантов размещения:

  • технический отдел;
  • отдел кадров;
  • финансовый отдел;
  • управление исполнительного директора;
  • внешние консультанты.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Экономия энергии имеет тенденцию рассматриваться как техническая деятельность, и персонал энергоменеджмента может быть сосредоточен в техническом отделе. Данный вариант является удачным для 1 стадии программы энергоменеджмента, но менее подходит для обучающей и информационной деятельности.

Отдел кадров может быть подходящим размещением с точки зрения мотивации и обучающей деятельности, а финансовый отдел - для финансового контроля и процедур отчетности, необходимых на 3 стадии. Однако оба этих варианта имеют недостатки с точки зрения технической поддержки.

Управление исполнительного директора может обеспечить высокий уровень и доступ к механизмам инициирования мероприятий энергоэкономии. Недостатком этого варианта является невозможность интеграции энергоменеджмента в структуру менеджмента на предприятии в целом.

Приглашение консультантов со стороны оправдано в технических ситуациях, когда опытные специалисты используются для помощи энергетическому персоналу предприятия. Отрицательной стороной такого решения является ослабление взаимоотношений и контактов между сотрудниками предприятия, что является важным для их мотивации и информирования.

Практика показывает, что не может быть идеального места сосредоточения для всех направлений работы по энергоменеджменту. Оптимальное размещение должно изменяться со временем по мере движения предприятия от одной стадии программы к последующим.

Основная роль менеджера по энергетике – это управленческая деятельность. Задачи и обязанности энергоменеджера находятся в широком диапазоне и включают:

  • формулировка и проведение в жизнь энергетической политики предприятия;
  • введение и поддержание затратно-эффективных путей обеспечения управленческой информацией об энергопотреблении и выбросах в окружающую среду;
  • регулярное доведение такой информации до энергетического персонала и до руководства;
  • проведение и поддержание эффективной и экономически дружественной политики и практики в области приобретения энергоресурсов;
  • повышение и поддержание осведомленности о проблемах энергетики на всем предприятии;
  • внедрение и поддержание эффективных административно-хозяйственных мероприятий и эффективной эксплуатационной практики;
  • определение потребностей предприятия в обучении опыту энергосбережения;
  • выявление экономически обоснованных возможностей для повышения энергоэффективности – в новых или существующих установках и подразделениях;
  • формулирование инвестиционной программы по снижению энергопотребления и загрязнения окружающей среды;

введение и поддержание процедур оценки экономической эффективности мероприятий  энергетического менеджмента.