Энергосбережение на промышленных предприятиях
Главная   >>   Энергосбережение на промышленных предприятиях

Энергосбережение на промышленных предприятиях

1.2. Нормативно-правовая база энергосбережения

Важной, если не решающей, составляющей комплекса антикризисных мер, которые осуществляются сегодня, и будут осуществляться в ближайшее время, является энергосберегающая политика. Работа в этом направлении ведется особенно интенсивно в последние несколько лет, и она будет вестись все возрастающими темпами, так как энерго- и ресурсосбережению альтернативы нет.

Энергосбережение - начальный этап структурной перестройки всех отраслей хозяйства страны. Необходимо создать такие условия, которые бы определяли интерес к энергосбережению всех участников процесса - органов власти, энергоснабжающих организаций, потребителей, финансовых структур и т.д.

Для этого требуется нормативно-законодательная основа деятельности, которая имеет следующий иерархический вид:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;
  • Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления и решения Правительства РФ;
  • региональные законы и постановления (решения) администрации регионов;
  • постановления и решения муниципальных образований;
  • приказы и распоряжения руководителей предприятий и организаций всех форм собственности.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, разделила полномочия между федеральными и иными органами власти. К местному самоуправлению относится ведение, использование и распоряжение муниципальной собственностью, право устанавливать местные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 73 и 76, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, включая правовое регулирование, принятие законов и иных нормативных актов. Важно, чтобы все эти акты не противоречили федеральным законам. Это обстоятельство отдает вопросы регулирования в области электроэнергетики на уровне АО-энерго и ниже в ведение субъектов Федерации.

Гражданский Кодекс Российской Федерации (§6. Энергоснабжение, ст. 539-548) рассматривает правила заключения договора энергоснабжения, в том числе с населением, правила изменения и расторжение такого договора; методы учета качества поданной потребителю энергии; необходимость поддержания стандартов качества электрической энергии; обязанности покупателя по содержанию эксплуатации сетей, приборов и оборудования; ответственность по договору энергоснабжения. Впервые в Гражданском кодексе РФ косвенно отражена реальная экономическая ответственность энергоснабжающей организации за ущерб, нанесенный потребителю в результате перерывов в энергоснабжении.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 90) устанавливает ответственность руководителей предприятий, учреждений, организаций за расточительное расходование электрической и тепловой энергии.

В настоящее время на федеральном уровне приняты два закона:

  • Федеральный Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.95г. №41-ФЗ;
  • Федеральный Закон «Об энергосбережении» от 03.04.96г. №28-ФЗ.

Федеральный Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определил:

-      сущность государственного регулирования тарифов (государственное установление тарифов на электрическую и тепловую энергию для всех поставщиков независимо от их организационно-правовых форм);

-      цели государственного регулирования тарифов, в т.ч. защиту потребителей, согласование интересов поставщиков и их потребителей энергии, стимулирование энергосбережения, обеспечение права выхода на оптовый рынок всем производителям электрической энергии, усиление конкурентных начал в электроэнергетике;

-      принципы государственного регулирования тарифов, в том числе экономическую обоснованность затрат и прибыли поставщиков энергии, открытость экономической информации в области производство и транспорта энергии, создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

-      полномочия Правительства России и органов исполнительной власти субъектов федерации в области регулирования тарифов (за федеральными органами закрепляется нормативно-методическая база деятельности органов, регулирующих тарифы, регулирование тарифов на оптовом рынке, а за региональными органами - регулирование тарифов на розничном рынке, т.е. непосредственно для потребителей).

В Законе в качестве его целей провозглашены:

-       создание механизма соблюдения интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

-       создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.

Кроме того, в Законе о регулировании тарифов прописана нормативно-методическая основа деятельности органов государственного регулирования; вопросы формирования федерально-энергетической комиссии (ФЭК) и регионально-энергетической комиссии (РЭК); правовой статус ФЭК как самостоятельного юридического лица; полномочия ФЭК и РЭК; порядок разрешения разногласий и споров, возникающих при государственном регулировании тарифов и др.

Вместе с тем в Законе ничего не сказано о дифференцированных тарифах, которые являются мощным рычагом энергосбережения, и ничего нет об учете в тарифах принципов и результатов использования тарифной политики для энергосбережения.

Федеральный закон «Об энергосбережении» провозглашает основные принципы энергосберегающей политики государства, рыночно-ориентированные механизмы ее осуществления: экономические и финансовые механизмы энергосбережения, стандартизацию и сертификацию оборудования, требования к энергетическим обследованиям и к учету потребляемых энергоресурсов, а также льготы, связанные с осуществлением энергосберегающих мероприятий. К сожалению, Закон «Об энергосбережении» носит в основном декларативный характер. Он не имеет прямого действия.

В Указе Президента РФ «О необходимых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» № 220 от 28.02.95г. устанавливается необходимость образования федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий, в том числе - в сфере производство и передачи тепловой энергии. Здесь дается поручение Правительству представить предложения о создании Федеральной службы по регулированию естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

7 мая 1995 года Президент РФ своим Указом № 472 утвердил «Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года». В этом Указе Правительству РФ было поручено одобрить «Энергетическую стратегию России (основные положения)», а также разработать и утвердить федеральную целевую программу «Топливо и энергия» на 1996-2000 годы, предусмотрев в ней меры по структурной перестройке ТЭК в целях обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения страны, развитию сырьевой базы ТЭК РФ; реализации энергосберегающей политики, обеспечению энергетической независимости и безопасности РФ, поддержанию ее экспортного энергетического потенциала.

Указом Президента РФ «О федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» от 29.11.95г. № 1194 установлен новый статус ФЭК. Ей предоставлен ряд прав, которыми располагает Минтопэнерго России, в том числе: участие в разработке и проведении энергетической политики Правительства, формирование и утверждение балансов мощности и энергии по регионам России, разработка экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий.

За последние 3-4 года вышел ряд постановлений Правительства России, связанных с электроэнергетикой и энергосбережением. Далее – краткие комментарии по наиболее интересные из них.

Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по энергосбережению» от 02.11.95г. № 1087. К сожалению, это постановление во многом носит декларативный характер. Однако в нем предусмотрены и некоторые конкретные организационные меры, в том числе:

-       пересмотреть и утвердить в первом полугодии правила учета электрической и тепловой энергии, в эти же сроки утвердить положение о регулярном проведении энергетических обследований предприятий, которые используют энергетические ресурсы в объеме более 6 тыс. т. у.т. в год;

-       создать в 1995-1996 г.г. банк данных о новейших, в том числе поквартальных конверсионных разработках, повышающих эффективность использования энергоресурсов;

-       при разработке и пересмотре государственных стандартов включить в них показатели эффективности использования, соответствующие мировому уровню.

Ответственность за политику в области энергосбережения этим Постановлением возложена на Минтопэнерго России;

Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке создания в Российской Федерации энергоэффективных демонстрационных зон» от 02.10.95г. № 998. Постановление достаточно конкретно, хотя и не свободно от некоторых недостатков.

Постановление Правительства РФ «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) от 12.07.96г. № 793. Постановлением утверждены основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). Они определяют методические, организационные и правовые вопросы работы рынка, порядок взаимоотношений его субъектов в период становления конкретного рынка электрической энергии. Основные положения этого документа предназначены для органов исполнительной власти и коммерческих организаций, деятельность которых связана с функционированием и развитием федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).

Постановление Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» от 04.02.97г. № 121. Этот законодательный акт точно определил субъектов оптового и розничного рынка и их обязанности:

Следует отметить, что в России отсутствует опыт нормативно-творческой деятельности для условий формирования рыночных отношений. В то же время за рубежом накоплен огромный опыт принятия законов и нормативных актов в области энергосбережения, прежде всего в США и Германии. С опытом последних Томские эксперты и представители властных структур познакомились благодаря сотрудничеству с Проектом TACIS «Восточные энергетические центры», который осуществляет консультативно-техническую помощь России.

Оптовый рынок

Избыточные и дефицитные АО-ЭНЕРГО.

Продажа и покупка РАО «ЕЭС России» мощности и энергии сначала по одноставочным, а затем по двухставочным тарифам.

ГРЭС мощностью свыше 1 млн. кВт,

ГРЭС мощностью более 300 тыс. кВт,

АЭС,

независимые производители.

Покупка РАО «ЕЭС России» мощности и энергии сначала по одноставочным, а затем и по двухставочным тарифам (в дальнейшем на конкурентной основе).

Крупные потребители энергии, выводимые специальным решением ФЭК с согласия АО-энерго на оптовый рынок.

Продажа РАО «ЕЭС России» мощности и энергии по двухставочным тарифам.

Розничный рынок

АО-энерго.

 

Независимые производители.

 

 

Собственные потребители на территории, обслуживаемой АО-энерго, за исключением выведенных на оптовый рынок.

Покупка и продажа энергии на оптовом рынке.

 

Продажа энергии собственными потребителями по розничным тарифам.

 

Продажа энергии АО-энерго по конкурентным тарифам, но не выше замыкающих (маржинальных) затрат.

Покупка мощности и энергии по розничным тарифам.

Для реализации энергосберегающей политики в регионах создается региональная нормативно-правовая база по энергосбережению.

Государственной Думой Томской области принят пакет документов нормативно-правовой базы по энергосбережению, в том числе Закон Томской области «Об основах энергосбережения на территории Томской области» от 28.01.97г. № 400 и Закон Томской области «Об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области» от 02.07.98г. № 03.

Принят пакет документов и Администрацией Томской области. Некоторые нормативные акты находятся в процессе рассмотрения или разработки.

По линии Проекта TACIS была проведена экспертиза пакета документов нормативно-правовой базы по энергосбережению, принятых и находящихся на рассмотрении как законодательной, так и исполнительной власти. Экспертиза проведена компанией «Inno Tec» (г. Берлин, Германия), эксперт М. Бреге (M. Broge). По мнению эксперта, нормативно-правовая база по энергосбережению Томской области является одной из лучших в России. Замечания и предложения М. Бреге будут использованы для изменения и дополнения уже принятых документов, а также для доработки рассматриваемых. Совместно разработана нормативно-правовая база энергосбережения для муниципальных образований. По результатам совместной работы подготовлена «Корректировка нормативно-правовой базы энергосбережения Томской области на региональном и муниципальном уровнях с учетом экспертизы Проекта TACIS «Восточные энергетические центры», которая по линии Проекта TACIS будет передана в Минтопэнерго России для дальнейшего использования в регионах России.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы главные цели новой энергетической политики России?
  2. Что означает необходимость структурной перестройки топливно-энергетического комплекса?
  3. Чем отличается рамочный закон от закона прямого действия?
  4. Что такое оптовый и розничный рынки энергии?
  5. С какой целью принимаются региональные законы об энергосбережении при наличии Федерального закона?


скачать фильмы торрент