Главная   >>   Экономика электроэнергетики

Экономика электроэнергетики

2.2. Сметная стоимость строительства

Стоимость строительства определяется его сметой. Смета является основным документом, по которому производятся расчеты между заказчиком и подрядчиком, ведется финансирование строительства. Сметы бывают объектные, содержащие расчет объемов работ и затрат на строительные работы, приобретение оборудования и его монтаж по отдельным объектам строительного комплекса, и сводные, которые составляются на основе объектных смет.
Сводная смета к техническому проекту содержит две части и 12 глав. Первая часть состоит из девяти глав, в ней отражены все затраты на создание объекта, начиная с затрат на подготовку территории строительства и заканчивая затратами на благоустройство территории построенного объекта. Вторая часть включает три главы, отражающие
затраты на подготовку кадров для будущего предприятия, содержание дирекции, затраты на научно-исследовательские работы. В конце каждой сметы указываются непредвиденные расходы. Если смета составляется на первом этапе, то величина непредвиденных расходов большая, на втором этапе непредвиденные расходы составляют 3---5 % суммы затрат по сводной смете. В результате учета непредвиденных расходов определяют полную сметную стоимость объекта. Сметные и капитальные затраты не совпадают. Сметные затраты включают в себя все расходы, связанные со строительством данного объекта, а капитальные отражают затраты, непосредственно относящиеся к данному объекту:

Ксметобсм.рпр+Д;

К=Ксметвозв-∑αКсмеж+Кбуд.перпред.пер+Smin обор.ср

где Квозв --- средства на организацию строительства, приобретение строительных материалов, которые могут по окончании строительства данного объекта частично использоваться на других стройках (составляют 10...20 % сметных затрат); Ксмеж --- стоимость отдельных объектов, которые входят в общий комплекс сооружений и не только используются данным предприятием, но и служат для других целей (водохранилище, железные и шоссейные дороги и др.); α --- доля смежных затрат, относящихся к другим объектам; Кбуд.пер --- капитальные затраты будущих периодов; Кпред.пер --- затраты на предшествующие строительству работы (геолого-разведочные, проектные); Smin обор.ср --- стоимость оборотных средств, необходимых для начала эксплуатации объекта; Кпр --- прочие затраты; Д --- доход строительной организации.

Для расчетов на предварительной стадии проектирования применяют укрупненные показатели стоимости (УПС). В УПС на строительные работы в качестве удельных измерителей принимаются: 1 куб.м здания, 1 кв.м площади, 1 км наружных трубопроводов и т.п. По оборудованию в укрупненных показателях стоимости измерителями являются: агрегат, турбина, трансформатор, кран, комплект и т.п. Капитальные затраты могут быть представлены как сумма условнопостоянных и условно-переменных затрат:

К=Кп+kперNу

где Кп --- постоянная часть капитальных затрат, не зависящая от установленной мощности объекта, руб.; kпер --- удельная переменная составляющая капиталовложений, пропорциональная установленной мощности, руб/ед. мощности; Nу --- установленная мощность объекта, кВт. Если представить капитальные затраты на единицу мощности, то можно получить удельные капиталовложения, руб/кВт:

Увеличение единичных мощностей агрегатов приводит к снижению удельных капитальных затрат (рис. 2.1, а). Причем переход ко все большим единичным мощностям ведет к относительно меньшим снижениям удельных капитальных затрат.

Это является результатом влияния двух факторов, действующих в противоположных направлениях:
• уменьшения доли условно-постоянных затрат, приходящихся на единицу установленной мощности;
• увеличения затрат, вызванных усложнением конструкций, использованием более высоких начальных параметров пара и более качественных материалов с ростом установленной мощности.
Влияние увеличения числа однотипных агрегатов на удельные капитальные затраты неоднозначно. Вначале с увеличением числа агрегатов удельные капитальные затраты снижаются. С дальнейшим ростом числа агрегатов удельные капитальные затраты начинают расти. Это связано главным образом с удорожанием транспортных связей (рис. 2.1, б).