Экономика электроэнергетики
Главная   >>   Экономика электроэнергетики

Экономика электроэнергетики

12.3. Электроэнергетика в энергетической стратегии России

Энергетическая стратегия России до 2020 г. формировалась под долгосрочную программу социально-экономического развития страны, причем основной сценарий соответствовал ежегодному росту экономики в среднем на 5...5,5 % за 20-летний период. Наряду с этим проработан и менее оптимистичный (пониженный) сценарий с тем, чтобы быть готовыми к разного рода неприятностям. Рассматривая широчайший круг актуальных вопросов долгосрочного развития энергетики страны, Энергетическая стратегия, вместе с тем, выделяет три ключевые задачи, на решение которых направлены все усилия и которые концентрируют суть энергетической политики страны. Первая задача --- коренное повышение энергетической эффективности экономики. Энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) сократится на 30...33 % в период до 2010 г. и еще на 30 % в последующие годы (рис. 12.8). Очень амбициозная задача, но из-за нашей энергетической расточительности даже при ее успешном решении удельная энергоемкость российской экономики в 2020 г. лишь достигнет сегодняшнего среднемирового показателя, но отнюдь не показателей лучших стран. Первым и важнейшим средством повышения энергетической эффективности является структурная перестройка экономики (рис. 12.9).
Россия не осилит 5 %-е темпы роста при сохранении современной тяжелой, энергоемкой структуры экономики. Необходимо развивать высокотехнологичные отрасли и сферу услуг с тем, чтобы из 5...5,5 % среднегодового роста ВВП почти половину (2,3...2,7 %) обеспечивать за счет структурной перестройки экономики. Это колоссальная задача
для всей экономики страны, и ее решение напрямую связано с радикальным расширением использования особых физических свойств электроэнергии.

Следующим средством повышения энергетической эффективности должна стать массовая реализация сначала организационных, а затем и технологических мер энергосбережения, т.е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Для этого Россия располагает большим потенциалом. В табл. 12.7 дана его экспертная оценка по состоянию производственной базы экономики к началу 2000 г. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер экономии энергоресурсов дает возможность уменьшить современный их расход в стране на 40...45 %, или на 360...430 млн т у.т. в год. Большая роль в этом отведена электроэнергетике:
во-первых, потенциал экономии электроэнергии в целом по России составляет более четверти ее современного потребления, что с учетом расхода топлива на ее производство составляет 20 % общего потенциала энергосбережения;
во-вторых, сегодня средний КПД электростанций (около 35 %) настолько ниже лучших технологических достижений (до 60 %), что в самом производстве электроэнергии возможности экономии топлива достигают 25 % общего потенциала энергосбережения.
Таким образом, в сумме совершенствование электроэнергетики призвано реализовать до 45 % всех организационно-технологических мер экономии энергоресурсов. В табл. 12.8 предусмотрено, что существующий ныне технологический потенциал энергосбережения будет полностью реализован к 2015---2020 гг. Осуществление намеченных объемов структурного и технологического энергосбережения приведет к тому, что только 1,4...1,6 % из более чем 5 %-го роста экономики придется обеспечивать увеличением потребления (и, следовательно, наращивания производства) энергоресурсов (см. рис. 12.7). Иная картина складывается в потреблении электроэнергии, поскольку интенсификация ее экономии должна сопровождаться противоположным процессом --- углублением электрификации. В советский период результирующая этих процессов приводила к тому, что в течение десятилетий на каждый 1 % роста экономики (ВВП) потребление электроэнергии увеличивалось тоже на 1 %. В переходные 90-е годы это соотношение изменилось и на каждый 1 % снижения ВВП электропотребление падало в среднем только на 0,5 %. С началом подъема экономики в 1999---2001 гг. на 1 % роста ВВП приходилось только 0,35...0,45 % увеличения потребления электроэнергии, и главной причиной этого можно считать замедление электрификации. Согласно Энергетической стратегии в ближайшее пятилетие это соотношение сохранится на уровне 0,5 %, а в последующий период углубление электрификации повысит его до 0,6 %.

Вторая коренная задача Энергетической стратегии - обеспечить ожидаемое наращивание потребления первичных энергоресурсов и их экспорт. При росте энергопотребления с темпом 1,4...1,6 % ежегодно и почти стабильном экспорте энергоресурсов (рост не более чем на 10 % за период) требования к наращиванию производственной базы энергетики на первый взгляд оказываются вполне приемлемыми - 11% впериод до 2010г. и 23% завесь периоддо2020г. В этот период потребуется восстановить до 80 % ресурсной базы и заменить не менее 70 % существующего оборудования, т.е. за это 20-летие произойдет массовое выбытие всего, что создавалось при взлете экономики в 60---80-е годы прошлого века. Восстановление и наращивание производственной базы ТЭК потребует огромных затрат - более 500 млрд долл. за 20-летний период. Третья задача стратегии --- обеспечить энергетическую безопасность, поскольку стране грозит стремительное скатывание к моногазовой структуре топливно-энергетического баланса. Доля природного газа в энергопотреблении России составляла 40 % в 1990 г., и за последние 10 лет она достигла почти 50 %. Если продолжится та же линия безудержного использования якобы дешевого газа, то возникнет предельно опасная ситуация. Она уже четко обозначилась тем, что 80 % котельно-печного топлива (не включающего светлые нефтепродукты) в европейской части страны составляет газ и при этом через Урал из Сибири в европейскую часть страны ежегодно проходит почти 1 млрд т топлива. Напряженность положения видна из сравнения с Европейским союзом. Он ограничивает 30 % поступление любого ресурса из одного источника, в то время как европейская часть России (включая Урал) 75 % топлива получает из одного источника с дальностью транспортировки до 3000 км. Ситуацию нужно менять, хотя это очень дорого. Поэтому вместо самого привлекательного для потребителя экологически чистого топлива --- газа необходимо будет использовать уголь и ядерную энергию. Однако масштабная взаимозаменяемость главных энергоресурсов осуществима только в производстве электроэнергии, и поэтому именно электроэнергетика должна внести основной вклад в обеспечение энергетической безопасности страны. Наряду с относительно дешевыми и высокоэффективными газомазутными ТЭС здесь придется во всё больших масштабах использовать пылеугольные ТЭС и АЭС, которые в 2,5---3 раза дороже по инвестициям.  Благодаря этому структура установленной мощности и производства электроэнергии в России изменится в пользу нетопливных электростанций (АЭС и ГЭС, табл. 12.9), а увеличение использования угля позволит практически стабилизировать расход газа электростанциями (табл. 12.10).