Экономика электроэнергетики
Главная   >>   Экономика электроэнергетики

Экономика электроэнергетики

8.6. Бизнес-план инвестиционного проекта

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предлагаемого к реализации инвестиционного проекта, определяется необходимый комплекс мер в области производства, маркетинга, создания новых или реорганизации существующих структур, содержатся финансовые результаты проекта и определяется потребность в ресурсах для его реализации.
Бизнес-планирование --- это метод перспективного планирования, используемый в условиях проектного подхода к организации деятельности предприятия. Одна из особенностей этого метода заключается в отсутствии жестко установленных временных рамок и в разработке планов по организации деятельности только в рамках данного проекта,
при этом не рассматривается влияние проекта на производственнохозяйственную деятельность предприятия.
Основные принципы бизнес-планирования --- системность, т.е. рассмотрение проекта как единого целого, и полнота охвата всего комплекса проблем, связанных с разработкой и реализацией проекта. Несмотря на то что существует большое количество рекомендаций и форм составления бизнес-планов, все они содержат ряд общих разделов. План первого года реализации выполняется более детально, с разбивкой по кварталам и даже по месяцам. В ходе разработки бизнес-плана решаются следующие задачи:
• проводятся маркетинговые исследования в целях перспективного позиционирования товара, намеченного к производству;
• выявляются возможности развития предприятия (или создания нового);
• определяются конкретные цели предприятия и устанавливаются количественные показатели развития, сроки реализации проекта;
• разрабатывается комплекс мероприятий и программ их реализации в различных сферах деятельности предприятия: маркетинг, управление качеством, производство, НИОКР, снабжение и сбыт, управление персоналом;
• формируется система управления проектом;
• определяются общая стоимость проекта, его доходность и рентабельность;
• разрабатывается схема финансирования;
• осуществляется поиск инвесторов. 
На основе практического применения бизнес-планирования сформировались определенные требования к качеству планирования и информации, которая содержится в бизнес-плане.
Бизнес-план должен быть:
• полным, т.е. содержать всю информацию, которая необходима инвестору для принятия решений, а также другим участникам проекта;
• разработанным в рамках расчетного периода, достаточного для вывода производства на запланированный уровень;
• доказательным, т.е. опираться на реальные и обоснованные предложения;
• модифицируемым, т.е. предоставлять возможность его дальнейшего развития;
• достаточно гибким, чтобы в него можно было вносить коррективы с учетом хода реализации;
• инструментом контроля, позволяющим отслеживать по системе конкретных показателей и сроков график работ и соответствие фактических результатов плановым заданиям;
• понятным, т.е. должна исключаться возможность двойственного толкования выводов, он должен быть написан простым и ясным языком с четкими формулировками.
Все перечисленные задачи бизнес-плана и требования к нему с достаточной степенью определенности формируют общую структуру этого документа.
Рекомендуемая структура бизнес-плана является типовой, однако содержание конкретных бизнес-планов в значительной степени зависит от характера реализуемого проекта. Объем документа, степень соответствия его типовой структуре, детализация информации и характер ее представления не могут быть идентичными в различных проектах.
Предлагаемый макет следует рассматривать как своеобразный перечень вопросов, на которые должны быть даны ответы при подготовке документов, по своему характеру соответствующих бизнес-плану. Конкретные показатели, наполняющие те или иные его разделы, будут безусловно носить специфический характер в каждом отдельном случае.
Основные разделы бизнес-плана:
• общая характеристика проекта (резюме);
• анализ рынков сбыта и предлагаемая стратегия маркетинга;
• производственная программа;
• организационный план;
• юридический план;
• экологическая информация; 
• социальная реакция;
• финансово-экономический анализ результатов проекта;
• финансовый план;
• анализ рисков.
Особое внимание должно уделяться общему описанию проекта. Оно должно быть кратким и емким. Резюме проекта реконструкции электростанции должно содержать следующую информацию:
• название проекта;
• характеристику целей проекта;
• основных потребителей и требования к качеству энергоснабжения;
• общую характеристику технологии и оборудования: установленную мощность, тип, количество и технико-экономические характеристики энергоблоков, включая удельный расход топлива; режим работы электростанции;
• график реализации проекта (по блокам для электростанций): дату начала и окончания проекта, период сооружения, период освоения, период производства;
• информацию о размещении предприятия: характеристику местности, расстояние от ближайшего крупного города, площадь занимаемого земельного участка, условия и документы отвода земельного участка, незадействованную земельную площадь, транспортные коммуникации, связывающие город с другими регионами, --- железные и автомобильные дороги, водные пути, межсистемные и внутрисистемные линии электропередачи, системы связи и телекоммуникации;
• производственные здания: количество и общую площадь зданий;
• характеристику инфраструктуры и гражданского строительства;
• обеспеченность топливом, включая его доставку;
• характеристику персонала (численность, квалификация и т.п.);
• управление реализацией проекта в период его сооружения и эксплуатации;
• форму собственности и правовой статус предприятия: государст-
венное владение, независимая акционерная компания, совместное предприятие;
• обеспеченность сбыта энергии;
• экологическую характеристику;
• описание социальной реакции;
• требуемую сумму капитальных вложений и предполагаемые источники финансирования;
• обобщенную характеристику результатов финансового анализа.
Приведем краткое содержание каждого из разделов проекта. Общая характеристика проекта (резюме). Содержит краткое обоснование идеи и целей проекта. Перечисляются виды продукции --- основные, побочные, сопутствующие.
Определяется расположение предприятия. Производится выбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Приводятся условия и документы отвода земли. Этот раздел особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта. Если проводится технико-экономическое обоснование проекта, осуществляемого действующим предприятием, то оценивается необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения. Рассчитываются стоимости земельного участка, арендной платы по выбранному варианту размещения. Оцениваются затраты на инфраструктуру. Обсуждаются международные и межотраслевые аспекты проекта. Анализ рынков сбыта включает проработку вопросов по следующим направлениям:
• устанавливается насыщенность рынка предлагаемой продукцией (основной, побочной и сопутствующей);
• определяются современная и перспективная структуры потребителей;
• анализируются факторы, оказывающие влияние на изменение спроса;
• оценивается конкуренция со стороны крупнейших производителей аналогичной продукции, т.е. выделяется свой собственный сегмент рынка и вырабатывается стратегия обеспечения конкурентоспособности;
• прогнозируются тарифы на электроэнергию и тепло и цены на остальные виды продукции.
Стратегия маркетинга. Составляется схема реализации товара: на оптовом и розничном рынках, конкретным потребителям:
• принципы ценообразования на собственную продукцию;
• план расширения объемов продаж;
• эластичность спроса.
Производственная программа, или план производства, готовится организацией, осуществляющей проект, для того, чтобы продемонстрировать потенциальному инвестору свою готовность управлять производством, наращивать его мощность, устойчиво получать прибыль, в том числе за счет снижения издержек, надежной системы материального снабжения предприятия. В этом разделе определяются:
• производственная мощность предприятия, динамика изменения по годам на рассматриваемый период; 
• материальные затраты производства. Оценивается потребность в топливе, материалах, полуфабрикатах и т.п. Указываются поставщики, анализируется их репутация, надежность договорных отношений с ними. Если есть заключенные контракты, они приводятся в Приложении к бизнес-плану;
• описание технологии и оборудования. Приводятся данные, полученные на основе проектно-конструкторской документации о технологии производства и требуемом оборудовании, в том числе информация о необходимых НИОКР, лицензиях и импортном оборудовании. Осуществляется отбор наилучших технологических решений. Проводится сравнительная оценка потенциальных поставщиков необходимого оборудования;
• оценка возможных издержек на материальные факторы производства и их динамика на перспективу. Организационный план. Организационная структура предприятия, функции подразделений предприятия, схема взаимодействия их друг с другом, координация их деятельности и контроль. Характеристика персонала. Указываются профиль специалистов и их количество, образование, опыт работы, заработная плата. Вопросы оплаты и стимулирования труда руководящего персонала. Юридический план. Форма собственности и правовой статус орга-
низации: частное владение, государственное владение, независимая акционерная компания, совместное предприятие и т.п. В случае организации государственного предприятия указываются система подчиненности и границы вмешательства «сверху» в хозяйственную деятельность предприятия. В случае создания акционерного общества определяется будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Экологическая информация.

В разделе приводятся:
• информация о состоянии природной среды в районе, где будет осуществляться проект, и планируемые мероприятия по обеспечению требуемых экологических норм;
• результаты проверок и оценок экологической ситуации;
• предлагаемые меры контроля состояния среды;
• ожидаемое влияние проекта на экологию;
• потенциальные обязательства по охране среды, которые должны быть сделаны в случае реализации проекта.
Социальная реакция. В данном разделе отражается информация об ожидаемом влиянии проекта на население и социальной реакции на строительство (расширение, реконструкцию) энергообъекта, характеризующая: 
• формы участия населения, интересы которого затрагивает строительство или реконструкция энергообъекта, в обсуждении проекта;
• формы и объем компенсационных мероприятий населению в связи с реализацией проекта;
• наличие, количество, состав общественных объединений, выступающих против (за) строительства объекта, их политическая и техническая ориентация.
Финансовый план содержит информацию, на основе которой производится финансово-экономическая оценка проекта, рассчитываются основные финансово-экономические показатели эффективности проекта.
С точки зрения инвестора этот раздел является центральным, так как позволяет определить привлекательность проекта по сравнению с другими направлениями вложения средств. Вся остальная информация бизнес-плана служит для обоснования надежности данных этого раздела. Финансовый план должен включать подразделы:
• общие исходные данные;
• объем реализации;
• капиталовложения;
• ежегодные издержки производства;
• схема финансирования проекта;
• финансово-экономическое обоснование проекта;
• отчет о прибылях;
• вступительный баланс∗;
• отчет о движении денежных средств (потоки наличности).
Анализ рисков содержит информацию о наиболее опасных рисках с точки зрения вероятности их реализации и масштабов воздействия на проект и предприятие. В разделе приводятся результаты качественного и количественного анализа, интегральная оценка рисков проекта.
Приложения. Последняя часть бизнес-плана состоит из всех документов и источников, на которые опирались разработчики при его подготовке и обосновании. Это могут быть различные справки, письма от клиентов и партнеров, копии контрактов, прейскуранты, статистические обзоры, результаты специальных исследований. Все эти данные должны быть свидетельством надежности информации, на основе которой отбиралась идея бизнес-плана, строилось ее обоснование и разрабатывалась стратегия реализации.
Вступительный баланс содержит информацию об основных и оборотных средствах, необходимых для осуществления проекта, и источниках финансирования. 
Содержание и глубина проработки бизнес-плана должны быть достаточными для доказательства инвестиционной привлекательности проекта для всех участников проектной деятельности.

Вопросы для повторения

1. Какие виды инвестиционных проектов реализуются в энергетической отрасли?
2. На какие этапы делится инвестиционный цикл?
3. Перечислите основные показатели, которые используются для оценки проек-
та без учета фактора времени.
4. Назовите основные показатели, которые используются для оценки проекта с
учетом фактора времени.
5. С какой целью используют дисконтирование результатов и затрат при прове-
дении экономического анализа?
6. Дайте определение цены капитала и нормы дисконта. Почему численное зна-
чение нормы дисконта зависит от источников финансирования?
7. Каковы принципы организации финансово-экономического анализа инвести-
ционных проектов?
8. Перечислите наиболее распространенные методы учета рисков инвестицион-
ных проектов.
9. Как учитывается инфляции при оценках финансово-экономической эффек-
тивности проектов?
10. Какие условия должны выполняться при сравнении вариантов инвестицион-
ных проектов в промышленной энергетике?
11. Назовите цели и задачи разделов бизнес-плана.



Мастерские по ремонту стиральных машин в Краснодаре.