Экономика электроэнергетики
Главная   >>   Экономика электроэнергетики

Экономика электроэнергетики

7.4. Основные финансовые документы предприятия

Каждое изменение финансового состояния предприятия должно быть отражено в финансовых документах. В них отражается финансовая деятельность предприятия на планируемый и отчетный периоды. Обоснованность управленческих решений базируется на финансовых (бухгалтерских) отчетах. Цель бухгалтерских отчетов --- предоставить объективную и необходимую информацию разным группам пользователей, таких как менеджеры, вкладчики капитала, кредиторы, налоговые службы, профсоюзы. Основными отчетными финансовыми документами предприятия являются:
• баланс (баланс активов и пассивов);
• сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков);
• отчет о движении денежных средств;
• счет финансирования.
Финансовая отчетность используется для проведения определения финансового анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Важнейшим документом финансовой отчетности является баланс - свод цифровых данных бухгалтерского учета о финансовом положении предприятия на определенную календарную дату. Баланс показывает финансовое положение предприятия на определенный, как правило, последний, день месяца, квартала, года. Баланс состоит из двух частей: в левой указываются активы, в правой --- пассивы. В активе показывают средства, которыми располагает предприятие (производственные запасы, товары, основной капитал, дебиторская задолженность). В пассиве показаны источники средств, т.е. кредитор ская задолженность предприятия и собственный (акционерный) капитал. В собственном (акционерном) капитале указывается сумма, подлежащая распределению между держателями акций в случае ликвидации предприятия на дату составления баланса. Обе части баланса всегда уравновешены, т.е. сбалансированы. Типичный баланс представлен в табл. 7.2.

Добавочный капитал представляет собой увеличение стоимости основных средств при их переоценке. Резервный капитал создается за счет отчислений от прибыли после уплаты налогов. Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) показывает сумму прибыли или убытков предприятия за год (см. табл. 7.2). В то время как баланс характеризует платежеспособность предприятия на определенную дату, отчет о прибылях и убытках отражает прибыльность предприятия, т.е. показывает результат деятельности предприятия за определенный период.
В отчете о прибылях и убытках сравниваются сумма выручки от продажи товаров и другие виды доходов со всеми затратами и капиталовложениями, осуществленными в процессе функционирования предприятия. В результате своей деятельности за год предприятие имеет или чистую прибыль, или убыток.
Если отчет о прибылях и убытках представляет интерес для акционеров предприятия, то отчет о полученной прибыли к распределению (табл. 7.3) представляет интерес для самого предприятия.

В отчете о полученной прибыли к распределению показаны суммы, которые были использованы самим предприятием для расширения деятельности. Акционера интересует повышение курса акций, а предприятие стремится к росту полученной прибыли. Отчет о движении денежных средств содержит информацию о притоках и оттоках денежных средств с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода. Потоки делятся по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. В каждой указанной части деятельности должна быть представлена расшифровка, раскрывающая фактическое поступление денежных средств от продажи товаров, услуг, основных средств, получения авансов, целевого финансирования.
В отечественном бухгалтерском учете используется также финансовая форма, называемая «Счет финансирования» (табл. 7.4), в которой отражаются движение капиталов и обязательства. Счет финансирования показывает использование финансовых ресурсов на развитие предприятия.

Уменьшение кредиторской задолженности (погашение кредитов) может обеспечиваться за счет увеличения банковских займов, реализации акцептованных векселей, выпуска акций, а также прочих поступлений. Важнейшую роль в управлении финансово-экономической деятельностью предприятия играет планирование финансовых ресурсов. Ос-
новным финансовым документом на этапе планирования является финансовый план предприятия. В нем отражаются конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. Финансовый план состоит из двух разделов:
доходы и поступления средств;
расходы и отчисления средств.
Раздел «доходы и поступления средств» содержит следующие показатели:
• прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
• прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов);
• планируемые внереализационные доходы, в том числе доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий, доходы, полученные по ценным бумагам, доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду;
• амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов;
• поступление средств от других предприятий, в том числе в порядке долевого участия в строительстве, по хоздоговорам на научноисследовательские работы;
• поступления из внебюджетных фондов;
• прочие расходы.
Раздел «расходы и отчисления средств» включает показатели:
• налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов);
• распределение чистой прибыли, в том числе на накопление (по направлениям использования), на потребление (по направлениям использования);
• долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе за счет амортизационных отчислений, за счет других источников финансирования (по видам источников);
• прочие расходы.