Главная   >>   Экономика электроэнергетики

Экономика электроэнергетики

7.2. Объемные показатели промышленного производства

Для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех отраслей промышленности используют показатель объема производства V. Если умножить объем производства на рыночную цену продукции, то получится сумма ожидаемой выручки. Понятие объем производства определяется рядом показателей.
Валовый объем производства Vвал - это общий объем продукции, произведенной и еще не завершенной производством, находящейся на различных стадиях производственного процесса.
Аналогом валового объема производства в натуральном выражении в энергетике является величина выработки энергии Wвыр. Товарный объем производства Vтов - это готовая продукция, предназначенная к реализации (на продажу):

Vтов=Vвал-Vнезав

В энергетике товарному объему (в натуральном выражении) соответствует количество энергии, отпущенной потребителю:

Wотп=Wвыр-Wс.н-Wпот

где Wс.н --- расход энергии на собственные нужды;  Wпот --- величина потерь в сетях. Реализованная продукция Ор --- это проданная и оплаченная продукция. Она отличается от товарного объема на величину проданной, но неоплаченной продукции Vнеопл:

Ор=Vтов-Vнеопл

В энергетике сумма неплатежей называется абонентской задолженностью А. Если из суммы реализации вычесть все материальные затраты, равные издержкам производства без стоимости рабочей силы, то получится чистая продукция. Чистая продукция складывается из стоимости потребленной рабочей силы, равной фонду оплаты труда, и прибыли, полученной при реализации продукции. В энергетике понятие чистой продукции применяется в энергоремонтном производстве. Если ремонтные работы выполняются из материалов и с использованием оборудования заказчика, то объем такого производства следует рассчитывать как чистую продукцию, так как этот объем будет складываться из заработной платы ремонтников и запланированной прибыли ремонтного предприятия. Если эти работы производятся с применением собственного оборудования, то объем работ будет представлять собой условно-чистую продукцию, так как кроме зарплаты и прибыли сюда включается амортизация собственного ремонтного оборудования.
Понятие реализованной продукции возникает в энергетике только при продаже энергетической продукции --- энергии, энергоносителей и энергетических услуг, руб/год:

Ор=W1T1+W2T2+W3T3+...+А+У,

где  W1W2 W3--- количество каждого вида реализованной продукции: энергии, энергоносителей, услуг и т.п., ед. энергии (услуг)/год;  Т1 , Т2 , Т3 --- соответствующие тарифы (среднеотраслевые или средние по данной энергосистеме или энергопредприятию), руб/ед. энергии (услуг); А --- сумма абонентской задолженности, обычно со знаком «--», знак «+» возникает при предоплате, руб/год; У --- выручка от оплаты различных услуг, в том числе неэнергетического характера, оказываемых энергетиками сторонним организациям, руб/год. Поскольку наиболее распространенными видами продукции являются электрическая и тепловая энергии, формула для расчета объема реализации, руб/год, выглядит следующим образом:

Ор=ЭТэ+QTq+А+У,

где Э - количество отпущенной потребителям электроэнергии, кВт·ч/год; Q - количество теплоты, отпущенной потребителям, ГДж/год; Тэ - средний тариф на электроэнергию, руб·кВт·ч; Тq - средний тариф на тепловую энергию, руб/ГДж. Как видно из формулы, сумма реализации зависит от объемов проданной энергетической продукции, причем сумма выручки от продажи без вычета абонентской задолженности представляет собой товарную продукцию.
Особенность энергетики состоит в том, что она сама не может устанавливать объем производимой продукции и должна производить столько продукции, сколько требуется в данный момент потребителю. Для того чтобы потребители выполняли свои договорные обязательства, предусматриваются штрафные тарифы при перерасходе или недорасходе энергии по сравнению с договором. Объем реализации в энергетике можно повысить также с помощью особых тарифов при повышенной надежности энергоснабжения, если она нужна некоторым потребителям.