Возобновляемая энергия в России
Главная   >>   Возобновляемая энергия в России

Возобновляемая энергия в России

ГЛАВА 5 СОДЕЙСТВИЕ РЫНКАМ ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
ВВЕДЕНИЕ
В предыдущих главах было продемонстрировано множество возможностей для расширения рынка оборудования возобновляемой энергетики в России, количественно показан огромный неосвоенный потенциал ВИЭ, многочисленные применения технологий ВЭ, подходящие для российских потребителей, дан обзор текущего состояния индустрии ВЭ в России. Участники зарождающего в России рынка оборудования возобновляемой энергетики работают сегодня в трудных условиях. Как и остальные сектора экономики, возобновляемая энергетика встречает серьезные препятствия инвестированию, включая недостаточную прозрачность, не отражающие себестоимость цены на энергию, слабый финансовый сектор. Отсутствие специальной национальной стратегии использования ВИЭ, адекватной законодательной и регулирующей базы для про ектов ВЭ еще больше ограничивает развитие рынков оборудования возобновляемой энергетики. Улучшение общего инвестиционного климата путем продолжения экономической, финансовой, законодательной и налоговой реформ жизненно необходимо. Важно также поддерживать и расширять реформы в электроэнергетическом секторе, ликвидировать субсидии традиционным источникам энергии. В добавление к широким экономическим реформам, российские политики могли бы также ввести специальные меры для ускорения освоения ВИЭ. Это не потребует существенных бюджетных расходов. Опыт стран - членов МЭА и многих стран с переходной экономикой показывает, что существуют недорогие практические меры, которые могли бы стимулировать инвестиции в технологии возобновляемой энергетики и обеспечить значительную экономическую отдачу. В краткосрочной перспективе, российские политики могли бы сосредоточиться на мерах, способствующих использованию тех технологий ВЭ, которые уже сейчас имеют экономические преимущества в специфических применениях. Такие применения технологий -- котельных на биомассе, ветровых турбин в отдаленных районах, солнечных водонагревателей, малых гидроэлектростанций и геотермальных установок, описаны в Главе 3. По мере того, как российский бизнес будет приобретать опыт проектов ВИЭ, будут возникать новые рынки для оборудования возобновляемой энергетики, создавая новые возможности для конкуренции. Каждая технология ВИЭ требует специфических мер для обле гчения ее выхода на рынок. Тем не менее, эта книга предлагает несколько мер, основанных на опыте стран - членов МЭА, которые могли бы способствовать развитию рынка технологий ВИЭ в целом. Эти действия должны были бы повысить осведомленность и привлечь инвестиции. В отличие от субсидий и прямого финансирования, представленные ниже меры не требуют огромных затрат и могут позволить в короткие сроки получить отдачу и уменьшить расходы на энергию на региональном уровне.
ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
Типичный пример стратегии, которой следовали многие страны МЭА для развития рынка ВЭ, содержит три основных этапа: принятие стратегии развития ВИЭ (постановка задачи); принятие законодательной базы (установление рыночной структуры); определение механизмов реализации (установление правил). Можно действовать и параллельно: проводить некоторые меры каждого следующего этапа до полного завершения предыдущего.
Этап 1. Национальная стратегия развития ВИЭ
Международный опыт показывает, что интегрированный подход в энергетической политике, основанный на спросе и предложении, поощряющий эффективные и экологически чистые технологии, наиболее благоприятен для развития ВЭ. В этом отношении, Энергетическая стратегия России до 2020 года, принятая в августе 2003 года, является позитивным шагом, т.к. Стратегия главным образом направлена на выполнение целей энергетической эффективности и защиты окружающей среды при безусловном обеспечении энергетической безопасности страны. Включение освоения ресурсов ВЭ в национальную энергетическую политику -- это важный шаг в направлении увеличения привлекательности инвестиций в проекты ВЭ. Увеличение спроса на ВЭ становится наибольшим в тех странах, которые сделали освоение возобновляемых источников энергии одним из важнейших приоритетов своей национальной энергетической стратегии. В России в годы, последовавшие за развалом Советского союза, развитие ВЭ не было приоритетом правительства. Первым серьезным шагом к признанию важности возобновляемых источников энергии было принятие федеральной программы «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 и на перспективу до 2010 года» в ноябре 2001 года. Эта программа включает раздел «Эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива» (далее - «ВЭ на северных территориях»). Национальная энергетическая стратегия, принятая российским правительством в августе 2003 года, поставила стратегические цели освоения ресурсов ВЭ и местного топлива (древесины и торфа):
• сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов;
• снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;
• обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива;
• снижение расходов на дальнепривозное топливо.
Этот подход соответствует позиции Большой восьмерки, постановившей на Экономическом саммите в Генуе и подтвердившей по зднее на Встрече министров энергетики в Детройте в мае 2002, что она признает «важность ВЭ для диверсификации энергоснабжения...» Задачи освоения ВИЭ явно поставленные в национальной энергетической стратегии, демонстрируют го товность страны поддержать развитие рынка ВЭ. Конечно, возобновляемые источники энергии могут использоваться и без объявления государственных задач, но участники рынка рассматривают этот шаг, как обнадеживающий сигнал, означающий, что государство приветствует вложения в ВЭ. Национальные цели можно количественно выразить с помощью механизма целей возобновляемой энергетики (ЦВЭ), который устанавливает минимальный процент энерго- или электроснабжения в данной стране (регионе) от возобновляемых источников. Например, Директива Европейского со юза по ВЭ178 ставит задачу к 2010 году достичь производства 22,1 % электроэнергии за счет ВЭ и 12-процентной доли возобновляемых источников в валовом потреблении энергии. Для того чтобы европейские цели были выполнены, каждая страна -- член Европейского союза устанавливает свои национальные цели. Например, Бельгия -- 6 % электроэнергии (для сравнения: в 1997 было 1,1 %), Дания -- 29 % (8,7 % в 1997) и т.д. ЦВЭ были приняты во всех странах ЕС, так же как и в Японии, Австралии и в ряде штатов США. Страны - кандидаты в члены ЕС тоже должны установить ЦВЭ. Чешская республика официально объявила своей целью к 2010 году генерировать 5-6 % валового первичного производства энергии за счет ВЭ и осуществляет практические меры в этом направлении. Российская энергетическая стратегия не называет официальных целей для освоения ВЭ, но утверждает, что при соответствующей поддержке государства к 2010 году будет возможно ввести в строй 1000 МВт электрогенерирующих мощностей и 1200 МВт теплогенерирующих мощностей на базе возобновляемых источников. Стратегия при этом не уточняет, каким образом правительство будет поддерживать освоение возобновляемых источников. Раздел «ВЭ на северных территориях» федеральной программы «Энергоэффективная экономика» устанавливает более конкретные задачи, а именно:
• замещение в 2005 году органического топ лива всеми видами возобновляемых источников энергии в объеме 2 млн. т.у.т., в том числе замещение привозного органического топлива в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях в объеме 1 млн. т.у.т.;
• замещение фрезерным торфом дальнепривозных и менее экономичных видов топлива на действующих тепловых электростанциях и в котельных, запроектированных и построенных на местной торфяной топливной базе, в объеме 0,4 млн. т.у.т.;
• ввод к 2005 году энергетических комплексов с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии установленной электрической и тепловой мощностью до 100 МВт и 150 Гкал/ч соответственно и к 2010 году до 800 МВт и 1000 Гкал/ч соответственно с доведением годового производства электроэнергии до 3,9 млрд. кВт.ч и тепловой энергии до 6,1 млн. Гкал. Федеральная программа «Энергоэффективная экономика» ставит задачу выделить из федерального бюджета лишь 1,2 миллиарда рублей (39,4 млн. долларов) в период 2003- 2005 год и 3,2 миллиарда рублей (100 млн. долларов) в 2006-2010 годах на осуществление программы «ВЭ на северных территориях». При этом предполагается , что оставшиеся средства, необходимые для достижения поставленных целей, т.е. 10 млрд. рублей (329 млн. долларов) на первом этапе и 42,5 млрд. рублей (1,4 млрд. долларов) на втором этапе, поступят из внебюджетных (частных) источников. Для привлечения частных инвестиций к осуществлению данной программы (и в другие проекты ВЭ), необходимо будет создать ясную и всеобъемлющую законодательную и регулирующую базу, а так же принять специфические политические меры для стимулирования роста рынка ВЭ. Меры государственной поддержки ВИЭ должны соответствовать логике развития реформы то пливно -энергетического комплекса в целом. При разработке и строительстве дорогостоящих проектов возобновляемой энергетики необходимо учитывать общее направление энергетической политики в данном регионе. Например, крупномасштабный проект использования местных возобновляемых источников энергии в изолиро ванной энергосистеме может стать менее конкурентоспособным, если в этот регион будут проложены линии электропередач или газопровод.
Этап 2. Национальная законодательная база (Федеральный закон о ВИЭ)
Для достижения целей развития ВЭ необходимо задействовать согласованную и прогрессивную законодательную базу. Многие страны приняли специальные законы, представляющие юридическую базу для механизмов , которые позволяют участникам рынка развивать рынок ВЭ. Закон о ВЭ или его эквивалент определяет юридический статус производителей оборудования для технологий ВЭ, их права и обязанности. Он также определяет роль и ответственность федеральных, региональных и местных властей в отношении таких функций, как установление правил, стандартов, лицензирование, налогообложение и других регуляторов развития ВИЭ. Действующее ро ссийское законодательство не является особенно благоприятным для освоения возобновляемых источников энергии. Ресурсы ВЭ и их разработка управляются множеством законов, актов, решений и постановлений, многие из которых противоречивы или неясны. Ситуация, возможно, изменится в ближайшие годы. Новая энергетическая стратегия подчеркивает необходимость принятия федерального закона о возобновляемых источниках энергии и соответствующего постановления правительства.

Закон США о регулировании коммунального хозяйства

Закон о регулировании коммунального хозяйства (PURPA - Public Law 95-617) был принят Конгрессом США в 1978 году, как один из пяти законов, призванных уменьшить зависимость страны от импортной нефти. PURPA решительно поощрял использование возобновляемых источников в производстве электричества для экономии нефти и газа. Закон устранил несколько рыночных и институциональных барьеров на пути развития альтернативных генерирующих источников. Во-первых, электроэнергетическим предприятиям было предписано обеспечить проекты ВЭ резервной энергией на не дискриминационных условиях. Во-вторых, энергоснабжающие предприятия должны были покупать энергию у разработчиков ВЭ по ценам, равным «альтернативным затратам», т.е. равным тем затратам, которые должно было бы сделать предприятие генерируя энергию или еще как-нибудь снабжая себя ею самостоятельно. Кроме того, закон освободил эти проекты от необходимости следовать федеральным и местным регулирующим требованиям к предприятиям. По оценкам, принятие закона привело в течение двадцати лет (1980-е, 1990-е годы) к развитию проектов ВЭ общей мощностью 12000 МВт.

В России была предпринята попытка принять специальный закон о ВИЭ. Государственная Дума (нижняя палата парламента) приняла федеральный закон «О государственной политике в сфере новых возобновляемых источников энергии» 27 октября 1999 года, а Совет Федерации (верхняя палата парламента) одобрил его 11 ноября 1999. Однако президент Ельцин наложил на закон вето. Группа специалистов под руководством главы технического отдела российского Министерства энергетики П.П. Безруких разработала улучшенный проект закона о ВЭ. Этот проект определяет различные типы ВЭ, перечисляет применения, в которых она может быть использована и устанавливает основные требо вания и обязанности, связанные с эксплуатацией ресурсов ВЭ. Он также перечисляет несколько финансовых и регулирующих механизмов, стимулирующих рынки ВЭ. В следующем разделе данной публикации описаны эти и другие механизмы, основанные на опыте стран ОЭСР и стран с переходной и развивающейся экономикой.
Этап 3. Реализация
Следующим этапом в стратегии освоения ВЭ должно стать воплощение выработанных механизмов на практике на территориальном, региональном и местном уровнях. Это потребует регулирующих и институциональных схем, адекватных национальной политике в области ВЭ. Набор региональных законов или постановлений и местных положений необходим, чтобы гарантировать реализацию национальной стратегии. Эти постановления могут как укреплять механизмы, предложенные федеральным законом, так и представлять региональные или местные инициативы, в соответствие с национальной стратегией. Краткосрочные меры, направленные на содействие развитию рынков ВЭ, должны быть нацелены на поддержку отечественной промышленности и стимулирование спроса на системы ВЭ. В долгосрочной перспективе более глубокие изменения в по литике регулирования должны способствовать дальнейшему развитию рынков ВЭ.
СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА И ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЭ
Создание благоприятного инвестиционного климата важно для привлечения инвестиций в ВЭ. Необходимо также повышать информированность потенциально заинтересованных кругов о существующих ресурсах, технологиях и преимуществах ВЭ. Для привлечения интереса к возобновляемым источникам, могут быть предложены специальные меры по повышению информированности. Одновременно, необходимо поддерживать развивающуюся отечественную промышленность ВИЭ, задачей которой является удовлетворение спроса. Финансовые и регулирующие меры для поддержки промышленности ВИЭ на первом этапе ее развития должны помочь сформировать «положительный замкнутый круг», который может быть описан следующим образом: благодаря государственной поддержке технологии ВЭ совершенствуются, и их стоимость уменьшается; снижающаяся цена на системы возобновляемой энергетики привлекает новых потребителей; увеличивающиеся объемы продаж вызывают дальнейшее падение цен , что в свою очередь открывает более широкие рынки для систем ВЭ.
Изучение местных ресурсов ВЭ
Несмотря на то, что внесетевые системы ВЭ в нецентрализованных районах имеют многочисленные преимущества перед системами генерации электричества на базе ископаемого топлива, зависимость систем ВЭ от местных условий представляет собой одно из серьезных препятствий внедрению малых проектов ВЭ. Производительность установки ВЭ и ее экономичность зависят в первую очередь от доступности ресурсов. Например, в случае ветровых систем, небольшая разница в скорости ветра может означать существенную разницу в количестве произведенной электроэнергии. Для того чтобы расположить турбину наиболее эффективно , необходимо проведение мониторинга местности, выявляющего влияние препятствий и сезонных явлений на скорость ветра. В этом исследовании приведены приблизительные данные относительно ресурсов ВИЭ, отражающие средние значения на больших территориях. Поскольку успешность многих проектов возобновляемой энергетики в большой степени определяется конкретными условиями на месте их реализации, предварительный мониторинг местности очень важен для стимулирования проектов ВЭ. Специальные правила могут обязывать региональные власти изыскивать возможности для изучения ресурсов ВЭ на своей территории, определять наиболее эффективные в конкретных местных условиях технологии. Власти могут делать это:
- предоставляя налоговые льготы местным предприятиям для проведения таких исследований;
- нанимая независимые специализированные компании.
Региональные атласы ресурсов ВЭ должны быть опубликованы и предоставлены потенциально заинтересованным сторонам: энергетическим компаниям, электростанциям, местным промышленным предприятиям, властям и общественности.
Распространение информации
Многим странам удалось по высить осведомленность общества о ВЭ при помощи специализированных компаний, отвечающих за информирование профессионалов и общественности о существующих ресурсах ВЭ, технологиях, возможных областях применения и выгодах для окружающей среды и общества. Международный опыт показывает, что усиление информированности общества о ВЭ мо жет привести к существенному росту использования ВЭ в жилом секторе, особенно, в случае биомассы и солнечного тепла. 183 Должны быть использованы различные способы распространения информации: средства массовой информации, организация конференций, публикация материалов и т.д. Примеры успешного применения должны быть широко представлены в средствах массовой информации. Другая стратегия, которую можно использовать для повышения осведомленности общества, состоит в создании и поддержке сети федеральных и региональных центров возобновляемой энергии. Федеральный центр отвечал бы за обмен информацией и опытом между региональными центрами и международными организациями. В такой большой стране, как Россия, региональные центры отвечали бы за сбор, обновление и распространение информации о местных ресурсах ВЭ, текущих и планируемых проектах. Они также обеспечивали бы потенциальных инвесторов информацией, касающейся процедур регистрации и осуществления проектов (федеральные и региональные законы, правила и постановления; документы, которые необходимо подготовить, и действия, которые необходимо предпринять и т.д.). Бюрократия и коррупция являются серьезными препятствиями внедрению ВЭ на уровне осуществления проекта, поэтому такая поддержка предпринимателей, осуществляющих проект, может существенно увеличить число успешных проектов. В долгосрочной перспективе информированность публики об экологических и социальных преимуществах ВЭ может способствовать ее освоению. Во многих странах ОЭСР распределяющие компании, продавая энергию от возобновляемых источников, подчеркивают свое отличие от конкурентов, социальную и экологическую привлекательность возобновляемых источников. Свою маркетинговую политику такие компании основывают не на ценах, а на других потребительских ценностях. Едва ли такая политика будет иметь успех в сегодняшней России, т.к. существенная часть населения очень бедна. При улучшении экономической ситуации, данный подход может стать успешным.
Международное техническое сотрудничество
В России существует достаточная база для развития жизнеспособной индустрии ВЭ. Тем не менее, техническое сотрудничество с иностранной промышленностью необходимо российским компаниям для того, чтобы они могли улучшить качество и надежность своих технологий, получить практический опыт производства, установки и обслуживания оборудования. Эффективным путем обмена техническим опытом является создание совместных предприятий. Давая западным компаниям возможность работать с надежными партнерами, совместные предприятия, в то же время, позволяют российским компаниям набираться опыта в области управления и финансов.

Роль международного сотрудничества в развитии

Многие действующие в России проекты по ВЭ возникли благодаря совместным предприятиям или ак тивному сотрудничеству с иностранными партнерами. 4,5- мегаватная ветровая станция, введенная в эксплуатацию недалеко от Куликово, Калининградской области в июне 2002 года, является ярким примером успешного сотрудничества. Строительство Куликовской станции финансировалось датским Энергетическим агентством (9,6 млн. датских крон) и российским предприятием ОАО «Янтарьэнерго». Проект был осуществлен совместно датской компанией SEAS и « Янтарьэнерго». Задача SEAS заключалась в общем планировании и управлении проектом, поставке турбин, надзоре и контроле качества. «Янтарьэнерго» отвечало за геологическое обследование местности, строительство необходимой инфраструктуры, дорог, линий электропередачи, поставку металлических конструкций для фундаментов и т.д. Важной частью проекта стала подготовка датскими партнерами российских специалистов. Благодаря этой подготовке, «Янтарьэнерго» самостоятельно установило 12 из 16 турбин на Куликовской станции. После завершения проекта персонал « Янтарьэнерго» стал полно стью готов к проектировке, строительству и обслуживанию аналогичных станций в российских условиях. Существуют и другие примеры совместного осуществления проекта. В конце 1990-х годов в рамках российско-американского экономического сотрудничества правительство США выделило 1,78 млн. долларов на закупку американских ветровых энергетических систем для их установки в отдаленных северных районах. Проект координировался российской организацией «Интерсолар центр» и американской «Национальной лабораторией по ВЭ». В 1997 году компания «Bergey Windpower Co» поставила 40 турбин мощностью 1,5 и 10 кВт (общая мощность 315 кВт). Турбины были установлены на Чукотке, в Архангельской, Московской и Челябинской областях.

На основе опыта действий, предпринятых другими странами в поддержку своей промышленности ВЭ, российские власти могли бы рассмотреть следующие меры:
• установление на ограниченное время налоговых льгот для компаний, занятых исследовательскими и проектными работами в области технологий ВЭ и производством соответствующего оборудования, например, налоговые кредиты,
освобождение от налогов (см. следующий раздел);
• уменьшение или отмена таможенных пошлин на импортное оборудование для систем ВЭ;
• упрощение регистрационных процедур для совместных предприятий по производству и установке систем ВЭ.
МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одним из главных препятствий выходу технологий ВЭ на рынки является их высокая капиталоемкость. Потенциальные потребители часто не имеют достаточных инвестиционных средств для покупки установок ВЭ, даже если они понимают долгосрочную экономическую выгоду таких вложений. Разумные финансовые механизмы могут помочь преодолеть это препятствие . В России должна быть продолжена реформа финансового сектора. Жизненно необходима прозрачная банковская система. Для снижения цен систем ВЭ для конечного потребителя могут быть разработаны специальные механизмы финансирования. Сниженный или нулевой НДС на оборудование для ВЭ. Этот механизм используется во многих странах, таких как Италия, Франция, Великобритания и Чехия . В Чехии малые гидроэлектростанции (до 0,1 МВт), ветровые (до 0,075 МВт), все солнечные и использующие биомассу установки пользуются пре имуществом 5-процентного НДС вместо 22 %. Налоговые льготы при инвестициях в ВИЭ снижают расходы инвесторов. Льготный налог на инвестиционный капитал позволяет инвесторам уменьшить налоговое бремя пропорционально той части средств, которая была вложена в возобновляемые источники энергии. Например, в Ирландии инвестиции корпоративного акционерного капитала в гидроэнергетику, солнечную энергетику, использование ветра и био массы могут быть частично освобождены от налогов благодаря системе налоговых скидок, введенной в марте 1999 года.  Налогом не облагаются 50 % всех капитальных затрат (кроме стоимости земли) проектов стоимостью до 7,5 млн. фунтов-стерлингов, исключая дотации. Департамент государственных предприя тий сертифицирует квалификационные проекты ВЭ, а затем Комиссариат государственных сборов устанавливает налоговые
скидки. Ускоренная амортизация оборудования ВЭ может существенно снизить налоговое бремя на начальной стадии проекта, облегчить высокую первоначальную капитальную стоимость технологий ВЭ. В США Модифицированная система возмещения издержек (MACRS) позволяет предприятиям возмещать вложения в солнечные , ветровые и геотермальные системы с помощью амортизационных отчислений. MACRS устанавливает время амортизации различных видов оборудования (5-50 лет). В настоящее время MACRS позволяет по лную амортизацию солнечных, ветровых, геотермальных систем, установленных после 1986 года, в течение 5 лет. Помимо ускоренной амортизации по MACRS, Закон о создании рабочих мест и помощи работникам, принятый в 2002 году, позволяет предприятиям дополнительно амортизировать солнечные, ветровые и геотермальные установки на 30 % в первый год. Тридцати процентная амортизация применяется только к оборудованию, приобретенному после 10 сентября 2001 года и до 11 сентября 2004 года и введенному в эксплуатацию до 1 января 2005 года. Механизм ускоренной амортизации не нов для России и мог бы быть легко приспособлен для инвестиций в возобновляемую энергетику. Благоприятная система кредитования может быть установлена для индивидуальных и промышленных покупателей систем ВЭ. В связи с тем, что недостаток финансовых ресурсов является одним из главных препятствий освоению ресурсов ВЭ в России, доступ к банковским кредитам под низкие проценты мог бы очень эффективно стимулировать спрос на системы ВЭ. Демонстрационные проекты создают уверенность в технологиях ВЭ. В некоторых странах ОЭСР центральные или региональные власти финансируют проекты по использованию ВЭ в государственных учреждениях (школах, больницах и т.д.) или обеспечивают финансовую поддержку отдельным частным проектам. Демонстрируя успешно е применение ВЭ, такие проекты повышают информированность о системах ВЭ и стимулируют спрос на них. Российское правительство в рамках национальной программы «Энергоэффективная экономика», принятой в 2001 году, профинансировало из федерального бюджета несколько проектов по использованию ВЭ: Мутновская геотермальная электростанция на Камчатке (54 млн. руб. или 1,77 млн. долларов по курсу июля 2003 года), малая тепловая электростанция на древесных отходах в Вытегре, в Вологодской области (12 млн. руб.), 3 малых и микро гидроэлектростанции (9 млн. руб.), перевод двух котельных в Ленинградской области на использование местного топлива (3,9 млн. руб.) Российские власти могли бы продолжить финансирование отдельных проектов, подавая пример другим инвесторам. В следующем разделе описан один из возможных источников такого финансирования - экологический фонд. Экологические фонды были образованы в ряде стран. Они финансируются путем установления специальных налогов или сборов, например за выбросы парниковых газов. Сегодняшние рыночные цены не учитывают экологических и социальных издержек источников энергии. Скрытые расходы, которые несет общество , такие как риск изменения климата, на включаются в цены на энергию, получаемую от традиционных источников. Для того, чтобы заставить производителей признать эти расходы, многие страны приняли строгие экологические ограничения, например, нормы выбросов и налоги на выбросы. В среднесрочной перспективе Россия также могла бы усилить экологическое регулирование, что способствовало бы развитию чистых источников энергии и препятствовало бы загрязняющим среду технологиям. По ступления от «экологических» налогов и сборов могли бы быть использованы для создания специального фонда для финансирования проектов по ВЭ, энергосбережению и других «экологических» проектов. Такие меры уменьшили бы и выбросы парниковых газов в России, принося таким образом дополнительный доход от Международной торговли квотами на выбросы CO2 в соответствие с Киотским протоколом, если он вступит в силу. До недавнего времени в России существовала такая система целевых фондов по защите окружающей среды. Федеральный фонд окружающей среды, региональные и местные фонды финансировались через связанные с экологией налоги и сборы, например, на загрязнение воды и во здуха, использование лесных ресурсов и т.д. Эти фонды финансировали экологические проекты, такие как контроль за загрязнениями, исследовательские и проектные работы в области окружающей среды, создание
соответствующих учреждений. Размеры этих фондов зависели от числа и размеров загрязняющих компаний в регионе или городе. Фонды не были велики, т.к. штрафы за загрязнение отставали от инфляции в 90-е годы. В связи с тем, что система экологических фондов не всегда хорошо работала на практике, недавно она была ликвидирована, а поступления от экологических налогов и сборов включены отдельной строкой в федеральный бюджет. Если средства, полученные по этой строке, будут использоваться целевым образом на экологические проекты, то она могла бы сталь аналогом экологического фонда. Проекты ВЭ также могли бы финансироваться из этой строки, особенно в районах, где помимо экологических причин существуют экономические стимулы к их использованию. Некоторые страны образовали более специализированные фонды возобновляемой энергетики. Например, такие фонды созданы в 12 штатах США для помощи в развитии рынков ВЭ и других экологически чистых источников энергии. Такие программы обычно финансируются через " сбор за системные преимущества" (SBC) или " сбор на общественные нужды", собираемые с потребителей электроэнергии. Эти сборы объясняются тем, что увеличение использо вания возобновляемых источников энергии выгодно всем гражданам . Эти программы обеспечат в следующие 10 лет 3,5 млрд. долларов на поддержку проектов по возобновляемым и экологически чистым источникам энергии, для инвестиций в компании и строительство производственной инфраструктуры.
КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ
В том случае, если Россия ратифицирует Киотский протокол, совокупные выбросы ратифицировавших его стран превысят 55 % выбросов стран, входящих в Приложение 1, что позволит Протоколу вступить в силу. Вступление протокола в силу после его ратификации Россией могло бы положительно сказаться на перспективах освоения возобновляемых источников энергии в России благодаря гибким механизмам Совместного осуществления (JI) и Международной торго вли квотами (IET). Эти механизмы предоставляют хорошую возможность для передачи западных технологий в области ВЭ, энергосберегающих и чистых технологий в Россию. Совместное осуществление Встреча на высшем уровне, посвященная энергетическому диалогу ЕС и России, состоявшаяся в Брюсселе в марте 2002 года, подтвердила необходимость « изучать возможности совместного осуществления проектов по энергосбережению и ВЭ,
финансируемых по механизму Совместного осуществления». Вероятно, что финансированием через механизм Совместного осуществления смогут воспользоваться следующие ти пы проектов по ВЭ: переход с угля и дизельного топлива на биомассу; замещение солнечными водонагревательными системами традиционных районных котельных; замещение ветровыми или гибридными ветро-дизельными системами дизельных генераторов в изолированных поселениях. Инвестируя в проекты ВЭ в России, страны Приложения 2 расширят круг доступных им возможностей для достижения своих целей в соответствие с Киотским протоколом. Развитие новых технологий и рынков возобновляемых источников может также принести существенные выгоды и отечественным производителям систем возобновляемой энергетики. Если Россия хочет воспользоваться этим механизмом, она должна создать условия для реализации проектов Совместного осуществления. Танген и др. считают, что в России присутствуют существенные препятствия проектам Совместного осуществления. Эти препятствия можно условно разделить на три группы. Институциональные препятствия включают недостаточную прозрачность позиции Российской администрации по вопросу об изменении климата и неопределенность юридической, регулирующей и налоговой базы в этой области. Препятствия на уровне осуществления проекта включают трудности в сотрудничестве иностранных партнеров с местными, недостаток технического опыта на местах, недостаточно развитую местную инфраструктуру (в том числе, почтовую и телефонную связь) и низкое качество материалов. Препятствия на уровне финансирования связаны, как правило, с неблагоприятным инвестиционным климатом. Много проектов было прекращено из-за недостатка фондов и/или местной экономической поддержки. Серьезным препятствием являются высокие операционные издержки проектов из-за общей непредсказуемости экономики и из-за задержек с переговорами, доставкой оборудования и платежами. В том случае, если Киотский протокол вступит в силу, страны - участники должны будут, очевидно, выбрать наименее затратные способы соблюдения своих установленных Протоколом показателей. Привлечение иностранных партнеров будет нелегким делом: проекты Совместного осуществления в России будут конкурировать с проектами Совместного осуществления в других странах. Они будут также конкурировать с проектами Механизма чистого развития (CDM) в странах, не перечисленных в Приложении 1. Потенциальные инвесторы будут принимать во внимание все препятствия
и риски, связанные с осуществлением проектов в России и в других странах. Низкие цены на энергию делают Россию особенно непривлекательной для инвестиций в экологически дружественные проекты. Меры правительства по улучшению общего инвестиционного климата будут благоприятны и для проектов Совместного осуществления.
Международная торговля квотами
Поскольку предел выбросов, установленный Протоколом для России, по-видимому, превышает реальные выбросы, Россия могла бы быть крупнейшим игроком на рынке квот. В период с 1990 по 2000 год выбросы CO2 в энергетическом секторе были уменьшены почти на 33 %. Большинство прогнозов по российским выбросам СО2 предсказывают, что они не превысят своего уровня 1990 года до 2012 года. В соответствие с «Перспективами мировой энергетики» (2002), опубликованными МЭА, выбросы 2010 года составят около 0,4 миллиарда тонн CO2 - на 17 % ниже российских обязательств. Однако, значительное уменьшение уровня выбросов в 90-е годы случилось не из-за улучшения использования энергии, а из-за резкого падения экономической активности. Без существенного улучшения эффективности энергетики низкий уровень выбросов СО2 вряд ли сохранится, т.к. он находится в зависимости от темпов роста ВВП. В 2001-2002 годах, когда Россия испытывала быстрый экономический рост, было отмечено увеличение объема выбросов. Если Россия будет стремиться к достижению амбициозной цели удвоения ВВП в течение десяти лет, поставленной президентом Путиным, то она должна будет существенно улучшить эффективность энергетики для то го , чтобы соответствовать своим обязательствам по Киотскому протоколу и воспользоваться преимуществами международного рынка квот. В настоящее время Россия находится в числе наиболее энергетически интенсивных экономик мира. В 2000 году экономика России была почти в три раза более энергетически интенсивная, чем в странах ОЭСР в среднем. Снижение этого параметра будет в большой степени зависеть от эффективного осуществления ценовой и экономической реформ. Увеличение использования возобновляемых источников наряду с другими мерами могло бы помочь России уменьшить выбросы и больше заработать на продаже квот. В случае ратификации Россией Киотского протокола, одной из возможностей осуществления механизма торговли квотами была бы схема Целевых экологических инвестиций (GIS). Эта схема разработана для направления средств от международной
торговли квотами на проекты, связанные с окружающей средой. Ожидается, что она привлечет потенциальных покупателей уверенностью в том , что доходы от торговли пойдут на экологические или социальные нужды и будут тщательным и прозрачным образом контролироваться. Потенциальные покупатели имеют разные взгляды на природу
и масштаб проектов, которые могли бы быть осуществлены в рамках GIS. Энергосберегающие усовершенствования и освоение ВЭ (в том числе биологическое топливо), вероятно, будут приоритетными направлениями. С точки зрения продавцов, GIS предлагает возможность увеличения цены объекта продажи, тем самым увеличивая общие поступления. В то же время, оппоненты считают, что схема Целевых экологических инвестиций увеличит операционные издержки и ограничит возможности торговли квотами.
Перспективы и трудности
Киотский протокол не может вступить в силу без ратификации его Россией. В случае ратификации, для того, чтобы начать торговлю, Россия должна будет удовлетворять требованиям протокола по регистрации и отчетности. Должна быть создана национальная система оценки выбросов парниковых газов и национальный регистр для записи операций с выбросами в соответствие с требованиями Маккарешских Соглашений. Как и все страны из При ложения 1, Россия обязана представить Национальное Сообщение, описывающий национальную систему и регистр и дающий информацию, необходимую для определения ее формального разрешенного количества выбросов. Затем, эти данные рассматриваются и одобряются специалистами Рамочного соглашения по изменению климата ООН (UNFCCC). В настоящее время на рецензии UNFCCC находится третий Национальный отчет. Недостатки предыдущих отчетов показывают, что России предстоит еще многое сделать для того, чтобы соответствовать международным требованиям к отчетам. Притом, что система статистики в России существенно отличается от принятых в большинстве стран Приложения 1, процесс ревизии и принятия изменений может оказаться продолжительным.
РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕРЫ
Следующие меры показали себя эффективными в развитии рынка возобновляемых источников в других странах. Ро ссия могла бы осуществлять их на федеральном или региональном уровнях.
Портфельные стандарты по возобновляемым источникам энергии
Многие страны приняли Портфельные стандарты по ВИЭ (Renewable Energy Portfolio Standards или RPS), обязывающие энергетические компании производить определенную долю энергии от возобновляемых источников. Разновидность этого механизма - Обязательство по покупке возобновляемой энергии (Renewable Energy Purchase Obligation) -- обязывает владельцев энергосистем и крупных потребителей покупать определенный процент по требляемой электроэнергии или тепла у производителей, использующих возобновляемые источники энергии. Часто этот механизм сочетается с национальными целями по ВЭ. Например, Польша в 2000 году приняла правила, в соо тветствие с которыми все энергетические компании обязаны вырабатывать или покупать определенное количество энергии из возобновляемых источников. Для выполнения обязательства, не менее 2,4 % электроэнергии, продаваемой каждой компанией, должно было происходить из возобновляемых источников в 2001 году. Это процент должен ежегодно увеличиваться и достигнуть 7,5 % в 2010 году. В некоторых случаях страны ОЭСР приняли Портфельные стандарты, основывались на соображениях защиты окружающей среды. В то же время, Портфельные стандарты были призваны стать мостом к коммерциализации новых прогрессивных технологий.
Доступ к системам электропередачи
Расширение генерации электроэнергии возобновляемыми источниками, в большой степени зависит от условий, на которых независимые про изводители энергии могут получить доступ к системе линий электропередачи.201 В настоящее время независимые производители имеют возможность законно работать в России, но структуры тарифов и
условия доступа к сети не являются благоприятными для них (см. также Главу 2). Производство электроэнергии, на основе возобновляемых источников во многих случаях не непрерывно и зависит от местных условий, так что уро вень производства не всегда совпадает со спросом. Поэтому, для производителей ВЭ жизненно важно иметь возможность передавать все генерируемое электричество коммунальным предприятиям или другим потребителям. Для того чтобы независимые производители электроэнергии могли эффективно работать на рынке, нужны специальные правила и механизмы осуществления проектов. Статус и права независимых производителей должны быть четко определены. Предприятия, самостоятельно производящие электро энергию должны иметь не дискриминационный доступ к сети для передачи электроэнергии для собственных нужд и на продажу. Практическая реализация свободного доступа к сети мо жет представля ть определенную трудность, принимая во внимание срок службы и плохое состояние российских линий электропередачи. Даже если свободный доступ к сети гарантирован для всех независимых производителей, производители, использующие технологии возобновляемых источников с нерегулярной выработкой электроэнергии, по-видимому, будут вынуждены платить более высокие цены за передачу электроэнергии, чем их конкуренты, использующие традиционные источники, при отсутствии специального регулирования:

"...если спросовая компонента цен передачи основывается на эквивалентной генерирующей мощности (например, на среднем уровне совпадающей пиковой мощности за месяц), а не на максимальной мощности, то производители с нерегулярной выработкой должны были бы платить за передачу больше, чем составляет их реальная доля. Энергетическая компонента стоимости передачи должна основываться на доле общей энергии , переданной в сеть".

Для того чтобы стимулировать развитие производства электро энергии на базе новых возобновляемых источников, многие страны приняли особые меры, облегчающие доступ таким производителям к сети. Например, правила свободной передачи энергии по сети позволили значительно увеличить долю ветровой энергии в Индии. Фирмы могут
использовать ветровую энергию для производства электричества в районах с благоприятными условиями и передавать ее по линиям электропередачи на льготных условиях в другие районы для собственных нужд или на продажу. Подобным образом в Бразилии уменьшение цен на передачу электроэнергии по сети имело поло жительное влияние на развитие там малой гидроэнергетики. Российское законодательство могло бы гарантировать пользователям возобновляемых источников равные или даже приоритетные возможности доступа к передающим мощностям. Следовало бы принять специальные правила, гарантирующие, что структура цен на передачу энергии будет справедливой по отношению к источникам энергии с нерегулярной выработкой электроэнергии.
Измерение нетто
Измерение нетто (net metering) -- это метод учета электроэнергии, в случае, когда потребитель, подсоединенный к электросети, имеет свою собственную небольшую генерирующую мощность на возобновляемых источниках ( например, ветровую установку). Многие страны применяют этот дешевый и простой механизм для поощрения потребителя, вкладывающего собственные средства в технологии ВЭ. Механизм работает следующим образом. Физическое или юридическое лицо (например, семья, живущая в частном доме, фермерское хозяйство, дачный кооператив и т.п.) приобретает собственную генерирующую установку на основе ВИЭ. Когда эта установка генерирует меньше электроэнергии, чем необходимо потребителю, он может потреблять электроэнергию из сети; и в таком случае счетчик работает в нормальном режиме. Когда же установка производит больше электроэнергии, чем необходимо (например, ночью), то электричество поставляется в сеть, и счетчик работает в обратном направлении. В этом случае, потребители по лучают за избыток выработанной ими энергии полную розничную цену, подобно тому, как это происходит при экономии электроэнергии. Без использования системы измерения нетто, обычно для измерения возвращаемого предприятию- поставщику электричества ставится дополнительный счетчик, при этом часто предприятие покупает энергию по цене значительно ниже розничной. Эта мера позволяет потребителю компенсировать основной недостаток ветровых и солнечных установок: время наибольшей генерации электроэнергии не всегда совпадает со временем наибольшего использования электричества потребителем. Счетчики нетто позволяют потребителю про изводить электроэнергию как бы «в прок». Предприятия - поставщики электроэнергии также могут извлечь выгоду из этого механизма, т.к. при генерации электроэнергии источниками, принадлежащими потребителям, уменьшается нагрузка на систему в пиковые периоды.
Соглашения о по ставке электроэнергии
Конкуренция на оптовом рынке, для которой дешевая электро энергия является главной движущей силой, может снизить стимулы к освоению ВЭ из-за высоких капитальных издержек многих технологий ВЭ. К тому же, как было отмечено выше, недостатком некоторых систем возобновляемых источников энергии является прерывистый характер генерации, т.к. объем генерируемой электроэнергии зависит от природных условий, например, солнца или ветра. Невозможность поставки нужных объемов электроэнергии по запросу может снизить конкурентоспособность ВИЭ на рынке электроэнергии, где особенно ценятся источники энергии, которые могут гарантировать наличие электроэнергии в пиковые периоды. Возобновляемые источники энергии с изменчивой природой генерации электроэнергии требуют специальных правил, регулирующих их участие в конкурентных оптовых рынках. Россия могла бы рассмотреть механизмы, уменьшающие трудности, встречающие источники ВЭ на оптовых рынках. «Основные направления» российской программы реформы электроэнергетики и федеральный закон «Об электроэнергетике»205 признают, что с целью снижения финансовых рисков участникам рынка должна быть предоставлена возможность заключения форвардных и фьючерсных контрактов, т.е. контрактов на будущие поставки электроэнергии (мощности) и на покупку или продажу фиксированного объема электрической энергии (мощности) для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене. Такие двусторонние контракты, вероятно, не позволят возобновляемым источникам (кроме крупных ГЭС) конкурировать с традиционными, если только условия этих контрактов не будут приспособлены к специфическому характеру возобновляемых источников. Козлофф (1998) заключает, что « сроки платежей и другие условия соглашений на поставку электроэнергии могут стимулировать независимых производителей к предпочтению технологий генерации с относительно низкими капитальными затратами в расчете на единицу мощности»; в то время как многие технологии ВИЭ изначально требуют значительных капитальных вложений, хо тя их стоимость в процессе эксплуатации сопоставима со стоимостью традиционных те хно логий. Другими препятствиями для долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии от возобновляемых источников являются высокие (на единицу мощности) операционные издержки при заключении соглашений и дискриминационные методы учета рисков. В некоторых странах разработаны стандартные договоры на поставку электроэнергии, включающие условия относительно цены на энергию за определенный период времени. В Индии, Индонезии и на Филиппинах частные энергетические проекты, использующие возобновляемые источники, развиваются сравнительно хорошо во многом благодаря тому, что условия поставок электроэнергии и другие правила были приведены в соответствие с особенностями, отличающими возобновляемые источники энергии от традиционных. Адекватные сроки платежей особенно важны для капиталоемких
генерирующих мощностей на возобновляемых источниках энергии. В России контракты на поставку электроэнергии могли бы также составляться таким образом, чтобы избежать дискриминации технологий ВЭ. В компетенции правительственных органов разработать стандартный контракт на поставку электроэнергии от возобновляемых источников, что стимулировало бы использование технологий ВИЭ.
Электроснабжение в сельской местности
Различные страны приняли специальные правила, гарантирующие электро- и теплоснабжение в сельской местности, где стоимость таких услуг обычно выше, чем в городах. Программа «Эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива» в рамках федеральной программы «Энергоэффективная экономика», принятой в 2001 году, является важным шагом в разрешении проблемы энергоснабжения удаленных сельских районов России. Необходимо обеспечить выполнение мер, запланированных этой программой. Правительство могло бы ввести другие конкретные меры для того, чтобы привлечь инвестиции в электро- и теплоснабжение сельских потребителей. Эти меры должны прояснить и усилить ответственность распределительных компаний за электрификацию сельских районов. Эти компании могли бы иметь дополнительные стимулы и/или обязательства по снабжению децентрализованных потребителей на своей территории при помощи возобновляемых источников энергии. Существующее законодательство обязывает «гарантирующего поставщика» заключать соглашения на поставку энергии с любым потребителем, расположенным в зо не его ответственности, по запросу потребителя. Однако, в соответствие с гражданским кодексом, соглашение о поставке электроэнергии может быть подписано только в том случае, когда поставки те хнически возможны, т.е. когда потребитель подключен к распределительной сети, имеет необходимые подсоединения и измерительное оборудование. Если бы энергосбытовые предприя тия были обязаны по закону поставлять электроэнергию всем потребителям, включая и тех, которые не подключены к сети, они бы скорее были вынуждены обратиться к техно лог иям ВЭ, особенно в местах, где такие источники энергии имеют относительные преимущества. Многие страны, в которых энергетические предприятия приватизированы, приняли соответствующие правила. Например, Бразилия рассматривает Резолюцию по Универсальной Электрификации, которая обяжет владельцев концессий поставлять электричество всем жителям территорий их концессий. Новый бразильский закон об
электроэнергетике208 создает важные стимулы для использования ВЭ в сельской местности, открывая рынки сельской энергетики компаниям, заинтересованным в поставках электричества децентрализованным потребителям. Этот закон позволяет Национальному агентству по электроэнергии предоставлять на конкурсной основе разрешения на поставки электроэнергии населению территорий, уже занятых концессиями, чьи контракты не предполагают исключительных прав. Получившие такие разрешения, могут использовать для электрификации энергию солнца, ветра, биомассы или небольшие гидроэлектростанции. Тот же закон позволяет несетевым потребителям ускорять процесс своего подключения, компенсируя частично или полностью финансовые издержки электрификации. Их расходы должны быть возмещены предприятием- концессионером после льготного периода, определяемого Национальным агентством. Эти правила стимулируют потребителей приобретать автономные системы ВЭ.



Кондитерская фабрика